Часть полного текста документа:Социокультурная компетенция интеллигента и здравый смысл С.С. Рапопорт - научный сотрудник Института социальных исследований Литвы В статье предлагается гипотетическая модель социальной науки. Модель включает социальные и социально-психологические характеристики учреждения социальной науки и интеллигентского сословия, профессионально ее производящего1. Характеристики сословия представлены его социокультурной компетенцией. Эти компоненты модели имеют самостоятельное значение и вместе с тем сопоставимы со свойствами современной социальной реальности, "данной нам в ощущениях". Рассматривается ситуация учреждения социальной науки "здесь-и-сейчас". Приводимые примеры служат лишь целям теоретического анализа, однако читатели могут "верифицировать" их - с помощью социо-этнологической "включенности". Сформулируем два постулата: 1. Постулат социально-групповой ангажированности социального познания, которое (за исключением, пожалуй, неинтерпретируемых статистических данных о населении вообще) носит отпечаток менталитета интеллигентского сословия, то есть социальной группы, занимающейся этим познанием. Фигурирующий в научных текстах абстрактный герой - человек вообще - слеплен с интеллигентского образца. 2. Постулат нужности интеллигенции - единственного сословия, для которого релевантна проблема "нужности", "востребованности", "оправданности существования"; доказывая нужность-для-других, интеллигент тем самым находит оправдание себе. Так, ценностной подоплекой порождаемых интеллигенцией текстов является нужность социального познания для остальных групп и человечества вообще (здесь группоцентризм как бы опирается на антропоцентризм). В статье не обсуждается вопрос о том, нужна ли фактически социальная наука и ее производители современному обществу, а показывается, как внутри этого "клана" конструируется идеология этой нужности. Двойственное нормирование социального поведения Признаки, характеризующие взрослое поведение - рациональность, предсказуемость и др., - являются следствием того, что каждый "взрослый нормальный современник"2 наряду с языком и другими знаковыми системами усваивает "код" стандартных (типичных) социальных ситуаций, то есть приобретает социальную компетентность. Образ типичной ситуации включает ее классификационные признаки и принцип выбора поведения в ней. Основные критерии распознавания - "обычность/необычность", "нормальность/ненормальность", "безопасность/опасность", "полезность/неполезность" ситуации. Результатом распознавания необычной ситуации является расширение списка таких ситуаций, то есть социального опыта. В итоге социализации образы социальных ситуаций интегрируются в "модель мира" на основе презумпций его понятности, осмысленности, целесообразности. Взрослый нормальный современник научается прежде всего отличать формальные (публичные, официальные) социальные ситуации от неформальных (приватных, неофициальных): в первых демонстрируется явное поведение (назовем его предварительно - социально поощряемым), во вторых как бы "разрешено", то есть просто стихийно имеет место поведение, которое не рекомендуется выказывать публично, то есть скрываемое, неявное. ............ |