Часть полного текста документа:Социологическая теория и мировая интеллектуальная история: "Социология философий" Рэндалла Коллинза Н.С. Розов, доктор философских наук, профессор Книга профессора социологии Пенсильванского университета (Филадельфия, США) Рэндалла Коллинза "Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения"* является крупным событием философской научной жизни на переломе XX и XXI веков. Это громадный компендиум основных линий в мировой философии, прослеженных на протяжении 25 столетий. Автором детально рассмотрены древнегреческая и эллинистическая, древняя и средневековая китайская, древняя и средневековая индийская, средневековая японская, еврейская и арабская философские традиции, европейская традиция периодов Средневековья, Нового и Новейшего времени. XX век представлен анализом неопозитивизма и Венского кружка, немецкой и французской экзистенциальной философии, англо-американской ветви. Кроме этого, развитие философского мышления рассмотрено в контексте интеллектуальных традиций богословия, естествознания, математики и логики, с особым вниманием к структурным факторам внешнего социального контекста. Главную ценность книги представляет не столько широта охвата материала (которая не является редкостью в энциклопедических изданиях по истории философии), сколько целостность и глубина теоретического видения, социологическая проницательность, обилие нетривиальных концептуальных моделей, подкрепленных сравнительно-историческим анализом. Когда "Социология философий" Рэндалла Коллинза будет освоена интеллектуальным сообществом, характер философского мышления изменится. Не исключено, что прежние способы интеллектуального поведения покажутся новым поколениям если не наивными, то, по крайней мере, принадлежащими уже прошедшей - "социологически дорефлексивной" - эпохе. * * * Рэндалл Коллинз родился в 1941 году в семье американского дипломата. В детстве он провел несколько лет в Москве. Получил образование в Гарвардском университете (1959-1963), где тогда преподавали ученики Питирима Сорокина. Большое впечатление на Коллинза произвели лекции Т. Парсонса, особенно о подходе Макса Вебера к анализу мировых религий, теории символов и социальной солидарности Дюркгейма. Здесь же Коллинз знакомится с У. Куайном, слушает лекции П. Тиллиха. В это время в Гарварде вел сравнительноисторические исследования аграрных революций классик исторической социологии Баррингтон Мур. Гарвардскими психологами внимательно изучались труды Л.С. Выготского, в том числе о культурно-исторической природе человеческой психики, мышлении как интериоризированной речи. Это влияние чувствуется в трудах Коллинза, в том числе в "Социологии философий". Докторскую степень Коллинз получил в университете Беркли (Калифорния), где учился в 1964-1968 гг. В середине 1960-х и начале 1970-х гг. в Беркли активно развивалась социологическая наука. Здесь учителем Коллинза был Герберт Блумер - один из учеников Дж. Мида, создатель теории и школы символического интеракционизма. Большое влияние на Коллинза оказал работавший в то время в Беркли Ирвинг Гофман, микросоциолог, исследователь ритуалов повседневного общения. Коллинз ассистировал крупному специалисту по Максу Веберу Рейнхарду Бендиксу в исследованиях по сравнительной политологии. ............ |