Социологическая теория в Западной Европе начала ХХ в.
Французское общество последней четверти ХIХ ст. переживает пору кризисов и потрясений. Достаточно вспомнить такие из них: падение второй империи, возникновение и кровавое удушение Парижской Коммуны, поражение в Франко-Прусской войне, формирование Третьей республики.
Одновременно этот период был достаточно плодотворным в интеллектуально-культурном отношении, периодом развития блестящих литературных и художественных талантов, бурных политических и научных дискуссий. Начатую Контом позитивистскую традицию продолжают "психологисты" Г. Тард и Г. Лебон, историки культуры И.Тен и Е.Ренан, историк права Фюстель де Куланж и др.
Социологизм Э. Дюркгейма
На рубеже столетий стала очевидной ограниченность методологии традиционного натуралистического позитивизма, обостряется противоречие между новыми фактами об общественной жизни и старыми теоретическими схемами. Социология, как и ряд других наук, вступает в переломную фазу своего развития. Тем мыслителем который оказался способным обработать грандиозный массив новых факторов и новых идей, переплавив их в новую четкую и убедительную парадигму социологии, был Эмиль Дюркгейм (1857-1917) - создатель методологии "социологизма", патриарх французской социологической школы, признанный классик мировой социологии.
Теоретическую концепцию Дюркгейма иногда называют социологизмом или социологическим реализмом. Дюркгейму удалось четко определить специфику предмета социологии, разработать основы ее метода и полностью отделить социологию от других наук. Его назвали "великим социологизатором", так как социальные явления он объяснял исключительно с позиций социального.
Предметом социологии, считал Дюркгейм, являются социальные факты - реальность, которую до сих пор еще не изучала ни одна из дисциплин. Социальные факты - это реальность, которая, во-первых, порождена коллективной природой человеческого бытия, во- вторых, может осуществлять надежное воздействие на человека, то есть влиять на его поведение. Например, такие феномены, как язык, политическая система, правовые нормы, разные социальные институты и др. существуют независимо от конкретного человека, мы рождаемся и уже находим их в "готовом виде", так как эти феномены существенно влияют на нашу судьбу, образ жизни, то есть социальное влияет на социальное. Дюркгейм различал материальные факторы - плотность населения, характер поселений, средства сообщения и связи, расположенные на континенте и т.п. - и духовные - общее образование, коллективные представления, верования, коллективные чувства. Он проводил границу между социальным и психическим, а, следовательно, между социологией и психологией. Предмет психологии - индивидуальное сознание, которое является непосредственной надстройкой над биологическим.
Сфера социального - коллективные процессы и явления, которые не сводятся к индивидуальному сознанию. Поэтому социолога не интересует обособленная личность, оторванная от социума, он исследует социальные группы, взаимодействие личностей, коллективные по своей сущности феномены.
Дюркгейма интересовала проблема социального порядка и индивидуальной свободы. Он считал, что общество существует вообще потому, что люди полностью солидарны - они разделяют (употребляют) общие понятия, говорят на понятном языке, придерживаются общих норм и правил поведения, повинуются законам. ............