Часть полного текста документа:1.1 Культура и природа. Когда мы говорим о культуре, мы имеем ввиду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Культура не наследуется генетически, это возделанная, сотворенная самим человеком в себе, и других людях, во внешней среде. 1.2 Культура и сознание: менталитет. Все, что связано "возделанным" в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Как способ освоения действительности, культура - это не отдельные оценки нормы, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Она проявляется в: - В виде ментальности. - В виде своеобразного процесса, внутренней деятельности, в основе которого лежит взаимодействие, взаимопереход знаний. 1.3 Культура и деятельность: образцы поведения. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженный с ней более или менее определенные выборы. В этом определяется характеристика культуры - это элемент, который организует, определяет содержание, технологию практической деятельности людей. Реальная практическая деятельность - это и реальное воплощение культуры. Культура воплощается, прежде всего, в устойчивых образцах деятельности. 1.4 Культура: преемственность и социализация. Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. 1.4.1 Язык. Язык является одним из носителей и ретрансляторов культуры. 1.4.2 Знания и убеждения. Убеждения - это определенное духовное состояние, для которого характерна генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или с соц. объектами, в свою структуру включают определенные сведения, информацию о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, т.е. знания. 1.4.3 Ценности. Ценности - это определяющий элемент культуры, ее ядро. Для выявления ценностей, человек должен применять определенные критерии: эти критерии составляют главное в культуре. 1.4.4 Идеология. Идеология предстает как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, так и в идеологии класса. Ярусы идеологии: - Базисный, где находят свое идеологическое выражение гуманистические ценности. - Общественные ценности. - Социально-групповые классовые интересы. 1.5 Взаимовлияние социума и культуры. Взаимоотношение социума и культуры выражается в их противоречивом единстве, в котором каждая сторона суть и цель, и средство и условие, и результат для другой. С одной стороны, культура есть способ существования социума, а с другой, социум является для культуры источником энергии и остальных средств ее существования. Особенно это относится к усовершенствованному обществу, т.е. цивилизации. 2.1 Гражданское общество и государство: трактовки, концепции, признаки. Развитие взаимоотношений гражданского общества и государства в процессе истории прошло несколько этапов: почти полное совпадение; абсолютное совпадение и полное отсутствие разделения в сословно-корпоративной иерархии; сущностное разделение. Существуют две трактовки гражданского общества: - Гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, где обеспечены и защищены основные права и свободы личности. - Гражданское общество связано с представлением о государстве как об определенной сфере социума. Появление концепции гражданского общества напрямую связано с развитием античного полиса. ............ |