1. Социология как наука…Соц. – учение об обществе, как социокультурной системе. Чтобы понять особенности социологии, необходимо определить оперируемые социологией методы. Для этого надо провести строгое разграничение между объектом (что иссл.) и предметом (результаты иссл.) социологии.
Считается, что объектом соц-ого познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, носящих название социальных. Социальное, с т.з. российского социолога Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление возникает тогда, когда поведение даже 1-го индивида оказывается под воздействием другого или их группы общности. Именно при взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, соц. связи, соц. взаимодействие, соц. отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, т.к. он результат исслед-их действий, не может быть определен однозначно. На протяжении всей истории существования социологии её предмет менялся. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Дюркгейм называл предметом социологии соц. факты. Вебер, социология - это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Марксизм же изуч. общ-во как соц. систему и составляющих его структурных элементов — личностей, соц. общностей, соц. институтов.
В отечественной литературе широко распространено определение социологии как науки об обществе, т.е. соц. системе в целом, об функционировании и развитии этой системы ч/з составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, социология досуга, социология здравоохранения и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Структура социологического знания:
Помимо внешней институционализации, социология, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствование имеющихся технологий.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. ............