Часть полного текста документа:Якутский Государственный Университет имени М.К. Аммосова Факультет Якутской Филологии и Культуры Кафедра Культурологии СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ МАКСА ВЕБЕРА /курсовая работа/ Выполнила: студентка III курса НК-96 Павлова Алена Аркадьевна Проверила: к.п.н., доцент кафедры культурологии Абрамова Мария Алексеевна Якутск, 1999 г. Оглавление Введение................................................................... 3 Глава I Личность Макса Вебера.................................... 7 Глава II Концепция культуры Макса Вебера 1. Работы Макса Вебера.................................. 12 2. Особенности работ Макса Вебера.................. 13 3. Значение концепции Макса Вебера в развитии культуры................................... 15 Заключение............................................................. 19 Использованная литература....................................... 21 Приложения............................................................ 22 Введение Тема моей курсовой работы: "Социология культуры Макса Вебера". Мне понравилась, как Макс Вебер в то время так точно разрабатывал концепции, которые используют в настоящее время. Макс Вебер один из крупнейших социологов своего времени, обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Именно на него опирается в ряде существенных отношений общая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических и бюрократических реалий. Объектом исследования моей курсовой работы является - социология культуры. Во первых, нужно говорить о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание - целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ ("технология") человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.. Во-вторых, это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный). С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального. При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук. Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.1 В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. ............ |