Социология личности. Лекция 1. Личность
Основные понятия
Индивид, индивидуальность, личность, человек, самость, статус, роль, имидж, ролевой конфликт, рационализация, разделение, регулирование ролей.
Словарь Самость — в символическом интеракционизме — реакция личности на воздействие других людей и общества в целом, осмысление своего положения.
Статус — 1. Устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами, обязанностями. 2. Соотносительное положение личности в обществе.
Роль — Поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус.
Имидж — облик, который, по мнению общества, характерен для носителя того или иного статуса.
Ролевой конфликт — несовместимость ролевых обязанностей личности.
Рационализация — способ решения ролевого конфликта путем бессознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли.
Разделение ролей — снятие ролевого напряжения путем неосознанного временного исключения из жизни одной из ролей.
Регулирование ролей — осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.
1.1.1. Понятие, структура и типы личности "Личность" как понятие неразрывно связана с человеком. Однако человек может и не быть личностью. Возможно ли это?
Разберемся с основными понятиями.
Человек — психосоциобиологическое существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами, «человек» означает родовое качество.
Индивид — отдельный, обособленный представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент, фермер, инженер.
Индивидуальность — неповторимость, уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и особым жизненным опытом.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. Только что родившийся ребенок – не личность. Он – индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру.
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
2. Способности к творчеству, знания, навыки;
3. Степень овладения культурными ценностями общества;
4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. ............