Часть полного текста документа:Социология массы Федора Степуна Р. Е. Гергель Социально-политические изменения в России последних лет дают возможность обращениях творчеству забытых и малоизвестных ученых, философов и социологов. Особое внимание вызывает судьба и творчество русских деятелей науки и культуры, оказавшихся после октябрьских событий 1917 за рубежом. В 1922 г. из советской России была выслана целая плеяда мыслителей, среди которых находился Ф.А. Степун, - философ, социолог и литературовед, человек разносторонних дарований, живший со дня высылки до самой кончины в Германии и пользовавшийся в кругах немецкой и русской зарубежной научной и гуманистической общественности заслуженным авторитетом и уважением. К его суждениям прислушивались не только за рубежом, но и в советской России.* Кто он, - этот ученый-гуманист, - и чем он заслужил международное признание? Федор Августович Степун родился в 1884 г. в Москве, в семье российских немцев. Детство прошло в деревне, недалеко от Калуги, где его отец работал управляющим фабрики. Учился в московской немецкой гимназии. Затем служба в армии, где он знакомится не только с парадной ее стороной. В 1902 г. он поступает в Гейдельбергский университет на философский факультет. В 1910 г. он защищает докторскую диссертацию по творчеству Владимира Соловьева. В это же время Степун, совместно со своими друзьями и коллегами, занимается созданием международного журнала по философии культуры "Логос", знакомится с выдающимися современниками: М. Вебером, В. Виндельбандом, - будущим его научным руководителем, - г. Зиммелем, г. Риккертом и Э. Гуссерлем, которые становятся патронами "Логоса" [1]. Затем следует разочарование в немецком неокантианстве баденской школы. Возвратившись, незадолго до начала Первой мировой войны, в Россию, он решает посвятить себя лекторской работе. Он много ездит по стране, собирает богатый материал, впоследствии пригодившийся ему как социологу. Затем участие в Первой мировой войне, будни которой описаны в его "Письмах прапорщика-артиллериста", избрание солдатским депутатом. После Февральской революции - назначение начальником Политического отдела военного министерства в правительстве Керенского, которое привлекло к сотрудничеству многих известных социологов - П.А. Сорокина, Н.С. Тимашева, Н.Д. Кондратьева и др. Его активная общественная деятельность, его контакты, в качестве оратора, с большими массами слушателей, как в мирное, так и в военное время, дают ему в дальнейшем основание считать категорию "массы" основной категорией социологии. После падения Временного правительства он решает отойти от практической политики и попытаться сосуществовать с советской властью. В 1920 г. он становится литературным руководителем Московского показательного театра. Но попытки мирного сосуществования не увенчались успехом и в 1922 году он был выслан за пределы советской России. В Германии он работает с 1926 года профессором социологии Дрезденской Высшей технической школы. В это время он развивает и защищает свое понимание предмета социологии [2, S. 114-116]. Помимо этого, он основывает, совместно с Бунаковым-Фондаминским и Федотовым, журнал "Новый град" и редактирует альманах "Шиповник", принимает активное участие в редактировании альманаха "Мосты". Его отрицание тоталитаризма в любых национальных одеждах приводит его в 1937 году к вынужденной отставке, без права чтения лекций и публичных выступлений. ............ |