Министерство образования и науки Украины
Харьковский Государственный Технический
Университет Строительства и Архитектуры
Факультет последипломного образования
КУРСОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Социология труда»
Выполнил: стxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Проверил: xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx
Харьков
2007
План
1. Основные категории социологии труда.
2. Содержание индивидуального труда.
3. Условия труда.
4. Общественный процесс труда.
5. Содержание общественного труда.
6. Виды труда.
1. Основные категории социологии труда
Принципиальная особенность социологии в целом, и социологии труда в частности, состоит в двойственности методологического статуса. Социология возникла из недр философского знания, в значительной мере сохранив и сегодня эту специфику. Философская традиция берет свое начало с О. Конта, М. Вебера, Г. Зиммеля и продолжается у Т. Парсонса, П. Блау, А. Тоффлера. С другой стороны, социология обращена на решение конкретных проблем, поведение социальных групп и индивидов. Отсюда берут начало, количественная методология, практика эмпирических исследований и прикладных технологий. В социологии труда подобная специфика проявляется еще ярче. Ее предмет — общественный труд — может быть адекватно осмыслен и как социологическая категория, и как эмпирическая реальность поведения людей одновременно. Таким образом, двойственный статус социологии труда вытекает также из многомерности общественного труда как предмета социологического исследования.
Социология, поскольку она не может игнорировать философский аспект своего предмета, должна брать за исходное труд как общественную субстанцию. Это означает, что в ее структуре нужно выделить высший уровень знания, на котором труд рассматривается не как частнотеоретическое понятие, технический термин или эмпирический индикатор, а как особый компонент знания, т. е. категория. Следовательно, речь должна идти о знании, обладающем, во-первых, признаком всеобщности, во-вторых, необходимости.
Что означает рассмотрение труда как всеобщей общественной субстанции, единство всеобщего, особенного и единичного? Это значит, что речь идет о категории труда, как обобщенно-логической форме отражения взаимодействия общества и природы, человека и общества через исторический генезис материально-предметной среды и антропосоциогенез. Вместе с тем это означает философское обоснование социологии труда как теоретической системы знания. Свое философское обоснование имеют также психология и экономика. Разумеется, оно не сводится к тому, чтобы любое понятие нагружать философским смыслом. Скорее надо говорить о фундированнии социологического мышления, о построении такого концептуального аппарата, который отражал бы не случайные признаки явлений, а внутреннюю логику и необходимую связь. До тех пор, пока социолог ограничивается эмпирически очевидными, случайными связями явлений, классифицирует данные о текучести кадров, абсентеизме или мотивации и удовлетворенности трудом, он не выходит за рамки формальной логики, остается по существу ремесленником. Пытаясь шире взглянуть на проблему, проанализировать скрытые факторы, дать их исторический генезис и связь с эволюцией общества, он неизбежно поднимается до уровня категориального осмысления. ............