БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь»
МИНСК, 2008
Следует отметить, что Правительство Беларуси уделяет внимание разработке механизмов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего бизнеса. Однако необходимы дальнейшие шаги по упрощению административных процедур. Аналогичные сложности, отмеченные выше, испытывали в разное время как развитые страны, так и страны с переходной экономикой.
Для устранения существующих в Беларуси административных барьеров, следует использовать ряд мер, которые доказали свою эффективность в ряде стран и могут быть применены в Беларуси с целью совершенствования отдельных административных процедур и улучшения деловой среды.
Рассмотрим меры совершенствования отдельных административных процедур более подробно.
Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:
1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.
Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов. Во многих же странах мира при регистрации субъектов хозяйствования используется заявительный принцип. В этом случае учредитель предоставляет необходимые документы и сведения, за содержание которых он сам несет ответственность.
Она позволит значительно упростить процесс регистрации как для предпринимателей, так и для регистрирующих органов. Но главное, существенно снижает продолжительность процедуры и устраняет проблемы, обусловленные длительным сроком регистрации. Необходимость внедрения такого принципа регистрации предприятия уже осознана руководством страны.
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации.
Перечень оснований для отказа в регистрации не уменьшился и составляет 10 пунктов. Например, в Российской Федерации отказ в регистрации по общему правилу возможен только в двух случаях: при непредставлении необходимых документов и представлении документов в ненадлежащий орган. Наличие же обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.
Основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть:
а) подача неполного комплекта документов;
б) подача документов в ненадлежащий орган.
Она позволит исключить возможность субъективного подхода со стороны регистрирующих органов к оценке содержания учредительных документов и, как следствие, коррупцию в процессе регистрации.
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин.
Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию, поэтому снижение государственных нотариальных пошлин позволит сократить общие расходы на процедуру.
4. Большое количество требуемых для регистрации документов.
Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. ............