Часть полного текста документа: Современная буржуазная философско-религиозная антропология "Экс-центрическая позициональность" человека в антропологии Гельмута Плеснера как возможное основание философско-религиозной антропологии. Значительное воздействие на развитие современной философской антропологии, в том числе философско-религиозной, оказала теория Гельмута Плеснера. Его теория призвана выявить "базисную структуру" человеческого бытия, способную объяснить все его специфические свойства и характеристики. Философская антропология должна быть "принципиальным осмыслением человеческого существа". Экспликация базисной структуры должна ответить на вопрос, "каковы условия возможности человеческого бытия", и указать место человека в целом бытия. "Поскольку философия формулирует проблему антропологии, - отмечает Плеснер, - постольку она ставит проблему способа существования человека и его положения в целом природы". Средством выявления базисной структуры является трансцендентальный вопрос об условиях возможности феноменологически описываемых явлений человеческого существования. Именно в этой связи Плеснер указывал на Канта, как на важнейшего предшественника современной философской антропологии. В методологическом аспекте можно утверждать, что философско-антропологическая мысль Плеснера движется от феноменов к базисной структуре как условию их возможности, а затем - от базисной структуры к феноменам с целью их объяснения. Соответственно эта структура должна обладать не "завершающе-теоретической", а "открывающе-экспонирующей" ценностью. Вопрос о структуре человеческого существования Плеснер пытается развернуть в двух направлениях: 1. горизонтальном. Рассматривает способы отношения человека к миру и его деяния в мире. 2. вертикальном. Исследуется "положение человека в мире как организма в ряду организмов", то есть базисная структура человеческого бытия выявляется через рассмотрение человека в космологически-органической перспективе, в ряду растение - животное - человек, которые являются различными формами жизни. 2. тело как явление всегда предстает в принципиально отличных аспектах внешнего и внутреннего. Это различие носит предметный характер. Различие этих аспектов предполагает наличие какой-то нейтральной зоны, в которой они бы сходились и из которой бы исходили. Такой нейтральной зоной может быть только "граница" тела. Граница живого тела и соответственно двойственный аспект его явления суть свойства самого живого тела. Благодаря принадлежащей ему границе живое тело и пребывает в самом себе и выходит за пределы самого себя. 3. позициональность живое тело реализует в модусах процесса и системы - как опосредование становления и понимания в развитии динамичной формы и как единство организма в опосредовании его частей в нечто целое. Целое, каковым является организм, нуждается, однако, в дополнении, а именно в среде существования. 4. Позициональность реализуется различным образом. Всякое живое существо как тело должно обладать определенной замкнутостью и в то же время быть открытым среде, от которой оно зависит. Это обуславливает постоянное напряжение, требующее разрешения. Такое разрешение может принимать различные формы. Простейший способ заключается в непосредственном "вчленении" тела в среду. Так происходит с растениями, лишенными центрального органа, направляющего движения других органов. ............ |