Реферат
Тема: современный иррационализм
План:
Введение
1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра
2. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора
3. Феноменология Э. Гуссерля
Заключение
Литература
Введение
Современный иррационализм роднит с классическим иррационализмом стремление ограничить возможности рационального познания и противопоставить ему созерцание, интуицию, инстинкт, веру и т.п. Но если учения классического иррационализма неоплатонизм, августинианство, философия позднего Шеллинга и др. носили теоретико-познавательный характер, то современный иррационализм вызван к жизни причинами иного рода.
Исследования жизни человека с его стремлениями, горестями и радостями неизбежно привели к обнаружению неразумности, негуманности и даже враждебности мира, в котором он живет. Современный иррационализм вынужден констатировать, что иррациональное это не просто «чистый фантом» человеческого сознания. Оно является характерной чертой самой действительности и в особенности форм общественной жизни, в которых живет человек. Поэтому для определения линии своей жизни человек должен больше полагаться не на рациональные, а на иррациональные факторы своего сознания.
У истоков современного иррационализма стояли немецкий философ А.Шопенгауэр (1788-1860) и датский философ С. Кьеркегор (1813-1855), а его логическое обоснование дал немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938)
1. Волюнтаризм А. Шопенгауэра
В своем главном сочинении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр стремится обосновать мысль о том, что иррациональное – неотъемлемый атрибут всего бытия. Сущностью мира он объявляет волю. Воля, считает Шопенгауэр, не нуждается в определении. Это самое реальное, знакомое нам более всего по жизненным отправлениям собственного тела, по движениям тела, т.е. по самым непосредственным превращениям воли в мир наших поступков или явлений. Та же самая воля, которая составляет сущность человека, противостоит нам, по Шопенгауэру, в животных и растениях.
Наконец, и в «порывах и стремлениях» сил неживой природы Шопенгауэр усматривает нечто аналогичное человеческой, животной и растительной воле.
Воля бесцельна. Она – движение без начала и конца. Отдельные проявления воли, так называемые объективизации воли, находятся в состоянии борьбы друг с другом. Всякое движение воли стремится к осуществлению, оспаривая у другого проявления воли время и пространство. В этой борьбе объективизаций воли проявляется свойственный мировой воле разрыв с самой собой. Воля находится в постоянном разладе с самой собой, разрывает себя, неиствует против себя. Борьба индивидов в природе, в человеческом мире является лишь выражением этого внутреннего разлада мировой воли.
Отдельные явления, вещи и индивиды возникают и исчезают во времени. Они относятся к сущности мира, т.е. к воле, как мечты. «Множество вещей в пространстве и времени не захватывает волю, и она, невзирая на них, остается неделима».[1] С рождением высших форм органической жизни, завершением которых становится человек, возникает в качестве вспомогательного орудия действия познание. Мир, который до возникновения человека был только волей, становится объектом познающего человека или, по терминологии Шопенгауэра, представлением, которое распадается на объект и субъект. ............