ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Специальность: 010502 "Прикладная информатика (в экономике)"
Кафедра социологии
Факультет автоматики и вычислительной техники
Реферат по учебной дисциплине
"Психология и педагогика"
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - РАЗЛИЧИЕ СПОСОБОВ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Студент гр.
Руководитель
Томск 2009
Содержание
Введение
1. Сознание
2. Бессознательное
Заключение
Перечень использованных источников
Введение На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных, природа вынашивала всё более и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью явилось сознание. Главным условием возникновения и развития сознания является совместная продуктивная деятельность опосредованная речью, которая требовала кооперации[1] (лат. cooperatio - сотрудничество) [2], общения и взаимодействия людей друг с другом. Главной составляющей сознания является разум. Важность его как главенствующего факта, проявляется не только в познавательном процессе, но и в способности к творчеству, в свободе и созидании культурных ценностей, в придании смысла человеческой деятельности.
Специфика сознания раскрывается через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Человек участвует в сознательной деятельности и руководствуется сознательной целью, это значит, что он не только имеет изначально полученную информацию, а создаёт себе на её основе определённую программу, в которой участвуют в её образовании как сознательные процессы, так и бессознательные - психические. Но это нисколько не умаляет значимости биологического факта в человеке, и отсюда вытекает социально-биологический дуализм природы человека. И в связи с этим, сегодняшние понятия проблемы человека, его деятельности, роли и места сознания и психики в деятельности крайне многогранны, особенно если в конкретных науках есть различные точки зрения на данную проблему. В психологии, как, впрочем, и в других науках (философия и биология), ставится вопрос о деятельности и проблеме сознания и бессознательного.
Это универсальная проблема человечества. Перед взором человека предстаёт мир, который разворачивает многообразие бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов. Люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний. Но все процессы данности мира и переживаний проходят через чувства и мысли, через сознание. Сознание есть то вездесущее, вечное, неуничтожимое, что сопутствует человеческой деятельности, человеческому освоению мира, составляет его основу, внешнюю и внутреннюю. Сознание связывает человека с внешним миром и одновременно с внутренним миром самого человека. Сознание не существует как отдельный предмет, поэтому его нельзя познать, описать, оно проявляет себя в трудовой деятельности, в творчестве, оно присутствует в образах восприятия, соотносит наши ощущения, мысли, чувства. ............