Кандидат педагогических наук, доцент Ю.С. Воронов
Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск
Значение отбора как важного фактора роста спортивных достижений на всех этапах спортивной подготовки общепризнанно. Система отбора и ориентации является сложным социальным механизмом, который не только работает на спорт, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поиск новых форм отбора юных спортсменов и определение информативных тестов, используемых при этом, - вот те задачи, которые ставят перед собой тренеры и ученые.
У специалистов нет единого мнения относительно средств и методов оценки перспективности спортсменов. Однако при отборе в первую очередь необходимо определить уровень развития наиболее консервативных качеств и способностей. К ним можно отнести быстроту, координационные способности, оперативное мышление, предвидение ситуаций, а также стремление к достижению высоких спортивных результатов [1-4, 7, 9, 13].
Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень развития выносливости и специальной психической работоспособности. Хорошо известно, что способность к определенной деятельности - сложное, интегральное качество психики. Умственная деятельность ориентировщика отличается сложной, аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти. Изучение подобных явлений предполагает их анализ и разложение на более простые компоненты. Поэтому один из ключевых вопросов активного отбора - вопрос интегральной оценки перспективности ребенка в данном виде спорта. Такая оценка развития всех изучаемых показателей объективно отражает уровень подготовленности юных спортсменов и позволяет достоверно осуществлять надежный прогноз успешности по годам обучения. Несомненно, что дальнейшие успехи в развитии спортивного ориентирования во многом обусловлены результатами научных исследований, направленных на обоснование технологии спортивного отбора на ранних этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке основ юношеского спорта, следует отметить наличие в спортивном ориентировании ряда практических проблем. Например, не определены доминантные факторы, обуславливающие высокий уровень специальной подготовленности юных ориентировщиков на различных этапах многолетней тренировки, не выявлены информативные тесты для определения перспективности. Всё это ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процессом и снижает эффективность комплексного контроля, отбора и ориентации спортсменов. Понятно, что данные проблемы требу.т незамедлительного научно-методического решения.
Результаты исследования. Анализ специальной литературы по спортивному отбору показывает [1-7, 9, 10, 13], что спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических качеств спортсмена, а предрасположенность детей и подростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте. Если исходить из того, что отбор - начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет актуальное значение в спортивном ориентировании. ............