Часть полного текста документа: Содержание 1. Исторические сведения......................................................3 2. Структура спутниковых радионавигационных систем............6 2.1. Подсистема космических аппаратов....................................7 2.2. Наземный командно-измерительный комплекс......................8 2.3. Навигационная аппаратура потребителей СРНС....................9 2.4. Взаимодействие подсистем СРНС в процессе определения текущих координат спутников..................................................9 3. Основные навигационные характеристики НС......................10 4. Решение навигационной задачи............................................13 5. СРНС ГЛОНАСС...............................................................14 5.1. Структура и основные характеристики.................................14 5.2. Назначение и состав подсистемы контроля и управления........16 5.2.1. Центр управления системой............................................16 5.2.2. Контрольные станции....................................................17 5.2.3. Эфемеридное обеспечение...............................................18 5.2.4. Особенности формирования эфемеридной информации в ГЛОНАСС.......................................................18 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................19 1. Исторические сведения Развитие отечественной спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС имеет уже практически сорокалетнюю историю, начало которой положено, как чаще всего считают, запуском 4 октября 1957 г. в Советском Союзе первого в истории человечества искусственного спутника Земли (ИСЗ). Измерения доплеровского сдвига частоты передатчика этого ИСЗ на пункте наблюдения с известными координатами позволили определить параметры движения этого спутника. Обратная задача была очевидной: по измерениям того же доплеровского сдвига при известных координатах ИСЗ найти координаты пункта наблюдения. Научные основы низкоорбитальных СРНС были существенно развиты в процессе выполнения исследований по теме "Спутник" (1958-1959 гг.). Основное внимание при этом уделялось вопросам повышения точности навигационных определений, обеспечения глобальности, круглосуточности применения и независимости от погодных условий. Проведенные работы позволили перейти в 1963 г. к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой, получившей в дальнейшем название "Цикада". В 1979 г. была сдана в эксплуатацию навигационная система 1-го поколения "Цикада" в составе 4-х навигационных спутников (НС), выведенных на круговые орбиты высотой 1000 км, наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Она позволяет потребителю в среднем через каждые полтора-два часа входить в радиоконтакт с одним из НС и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 5 ... 6 мин. В ходе испытаний было установлено, что основной вклад в погрешность навигационных определений вносят погрешности передаваемых спутниками собственных эфемерид, которые определяются и закладываются на спутники средствами наземного комплекса управления. Поэтому наряду с совершенствованием бортовых систем спутника и корабельной приемоиндикаторной аппаратуры, разработчиками системы серьезное внимание было уделено вопросам повышения точности определения и прогнозирования параметров орбит навигационных спутников. Была отработана специальная схема проведения измерений параметров орбит средствами наземно-комплексного управления, разработаны методики прогнозирования, учитывающие все гармоники в разложении геопотенциала. Проведены работы по уточнению координат измерительных средств и вычислению коэффициентов согласующей модели геопотенциала, предназначенной специально для определения и прогнозирования параметров навигационных орбит. ............ |