Реферат
по курсу "История зарубежного искусства"
на тему:
"Сравнительная характеристика голландского и фламандского
натюрмортов".
ПЛАН
1. Нидерланды конца ХVI – начала ХVII века.
2. Размежевание 2-х национальных культур.
3. Основные особенности голландской живописи ХVII века:
3.1. Идеологические особенности голландского искусства.
3.2. Влияние кальвинизма на развитие жанров голландской живописи.
3.3. Отличительные, специфические качества голландской живописи.
3.4. Стилистические особенности голландской живописи.
4. Голландский натюрморт:
1.1 Родоначальники голландского натюрморта: Амброзиус Босхарт Старший, Балтазар ван дер Аст.
1.2 Развитие жанра: Питер Клас, Виллем К.Хеда и их последователи.
1.3 Создание "кухонного" натюрморта: братья Корнелис и Херман Сафтлевены, Флорис ван Схотен, Франсуа Рейкхалс, Филипс ван Ангел.
1.4 Питер де Пюттер – основоположник морской темы натюрморта.
5. Натюрморт второй половины ХVII века:
5.1. Создатель роскошного натюрморта Вильям Калф.
5.2. Деятельность Вильяма ван Алста и Юриана ван Стрека.
6. Использование символики в голландском натюрморте.
7. Особенности фламандской живописи ХVII века.
1.1. Франс Снейдерс – основоположник фламандского натюрморта.
1.2. Школа Снейдерса: Пауль де Вос, Ян Фейт, Даниэль Сеггерс.
2. Моменты сходства и различия голландского и фламандского натюрморта.
2.1. Особенности цветочного натюрморта голландских и фламандских мастеров.
2.2. Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрморта на примере работ Ф. Снейдерса "Битая дичь и омар" и В.Хеда "Завтрак с омаром".
3. Влияние на голландскую живопись конца ХVII века фламандского и французского академизма.
4. Голландский натюрморт конца ХVII века.
5. Значение голландского искусства ХVII века и его влияние на западно-европейские страны.
В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Если в первой половине столетия тяжесть экономической эксплуатации Испанией до известной степени уравновешивалась для буржуазии выгодами, получаемыми от включения Нидерландов в мировую империю Габсбургов, что гарантировало безопасность торговли, то во второй половине ХУ1 века положение коренным образом изменилось. Зависимость Нидерландов от феодально-католической Испании превратилось в тормоз для дальнейшего развития страны.
Усиление нажима на нидерландские провинции, налоговая система, подрывающая основы торговли, - все это задерживало развитие производительных сил. Свободное развитие буржуазии стало уже несовместимо с феодальной системой.
Выдвижение новых общественных сил повлекло за собой существенные изменения в господствующей идеологии и обусловило характерное для ХУ1 века развитие религиозных движений, охвативших разные слои населения.
Особенное значение получил в Нидерландах кальвинизм. Трезвый практицизм нового вероисповедания, направленный на оправдание земной деятельности человека, содействовал широкому его распространению.
Выступив против "идолопоклонства", то есть против убранства церквей иконами и статуями, кальвинизм тем самым немало способствовал расцвету мирского, светского искусства. Успех человека в мирских делах истолковывался кальвинистскими проповедниками как свидетельство избранности его богом, а вся будничная деятельность человека рассматривалась как богоугодное дело. ............