Часть полного текста документа:Сравнительная характеристика государственного и частного предприятия 1. Общие черты государственного и частного предприятия В национальной экономике осуществляют бизнес миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является получение наибольшей прибыли. К ним относятся такие экономические агенты, как частные предприятия, государственные хозяйствующие структуры, кооперативы, акционерные организации, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества. Рыночная экономика выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов - фирму. Главным действующим лицом фирмы является предприниматель. В рыночной экономике предприятие всегда является производителем и потребителем. Поведение фирмы в сферах производства и обмена определяется многими факторами: ее издержками производства и обращения, полезностью ее продукции, величиной постоянного и переменного капитала, ценами на ее продукцию и субституты, ценами на приобретаемые ею сырье и комплектующие изделия, доходами покупателей, приобретающих ее продукцию, состоянием конкуренции на рынке, уровнем равновесия рынка. Анализ фирмы как экономического агента необходимо осуществлять по двум направлениям: 1) в связи с исследованием и оценкой экономических процессов внутри фирмы с использованием способов математического анализа предельных величин (маржинализм); 2) в связи с воздействием на фирму внешних факторов, включая и экономическую политику государства. Предприятие осуществляет затраты на приобретение всех необходимых ресурсов: финансовых, материальных, трудовых. Все ресурсы она приобретает по равновесным рыночным ценам. Ресурсы входят в фирму, а из нее выходит готовая продукция. Способ соединения труда и капитала на фирме представляет собой технологию. Все факторы производства, задействованные на фирме, являются платными и находятся в собственности. Так как предприятие является рыночным агентом, то продукцию она производит не для себя, а для продажи. Даже когда часть продукции или услуг используется для собственного потребления (часть сельскохозяйственной продукции, часть станков остается на предприятиях для нужд собственного производства), все равно она приобретает товарную форму и как бы покупается фирмой по рыночной цене. Для того, чтобы частное предприятие выполняла свою целевую функцию, ею необходимо управлять. Эту функцию выполняют менеджеры, которые могут быть и собственниками, или акционерами, фирмы. В своей многогранной деятельности менеджеры всегда решают три основных вопроса: что производить? как производить? для кого производить? Решение этих задач в каждый данный момент может быть осуществлено по многим направлениям. На первый взгляд кажется, производи предприятие то, что покупает потребитель, и вопросы его эффективной деятельности будут решены. Но известно, что главная целевая функция фирмы - это получение максимума прибыли. Поэтому ответ на три вышеназванные вопроса имеет более узкие рамки, чем целевая функция всего общественного производства. Поэтому при решении этих вопросов управление фирмой охватывает две сферы экономических отношений; с одной стороны, управление производством и поведением фирмы на рынке подчинено экономическим законам общественного воспроизводства, в том числе и товарного производства и рынка; с другой - внутренний механизм управления ею существенно отличается от общественных тенденций движения производства и рынка. ............ |