Часть полного текста документа: ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра гражданского права Увайсов Зияутдин Буттаевич Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву Научный руководитель: Ахмедова З. А. Рецензент:________________________ Дата сдачи дипломной работы: Дата защиты: Оценка: Махачкала, 2000 Оглавление. Введение................................................................3 стр. Глава 1. Заключение брака .............................................9 стр. Глава 2. Имущественные и неимущественные отношения супругов 1. Имущественные отношения супругов во время брака...............30 стр. 2. Личные и неимущественные права и обязанности супругов.......37 стр. Глава 3. Расторжение брака.......................................................43 стр. Заключение....................................................................................55 стр. Библиография..................................................................................62 стр. Введение. Сравнение института брака по российскому и мусульманскому праву представляет для меня особый интерес потому, что Дагестану, как многонациональному и многоконфессиональному региону, всегда был свойственен полиюридизм1, то есть, здесь, наряду с официальным действием российского права при регулировании семейных правоотношений, фактически на бытовом уровне всегда находили применение как шариат, так и адаты. До 1917 года на Северном Кавказе сосуществовали три системы права: адаты, шариат и российские законы. Царская администрация допускала, за исключением уголовно-правовой сферы, применение шариата. Правоотношения, возникающие в связи с совершением преступлений, регулировались российским законодательством. В области гражданского, семейного и других отраслей права российское законодательство применялось только по желанию одной или обеих спорящих сторон. Таким образом, учитывался как местный менталитет, так и государственные интересы. Однако после 1917 года власти начали постепенную ломку местных традиций. В 1927 году в Дагестане было запрещено судопроизводство по шариату, действовавший до этого шариатский суд был упразднен, а его председатель Али-Гаджи Акушинский был репрессирован. Повсеместно началось преследование лиц, умеющих читать и писать по-арабски. Письменность дагестанских народов с приспособленного для дагестанских языков арабского алфавита - аджама, была переведена сначала на латинский алфавит, а затем на кириллицу. Дагестанские народы были объявлены не имевшими своей культуры и письменности. Уголовный кодекс РСФСР ввел уголовную ответственность за соблюдение мусульманских и национальных (только народов, исповедовавших ислам) семейных традиций: уплата и принятие брачного выкупа, заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста, двоеженство (женщины, сожительствовавшие с несколькими мужчинами, т.е. совершившие аналогичное деяние не преследовались), умыкание невест и т.д.. ............ |