КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Экономической истории
Тема:
Сравнительный анализ экономической политики США и СССР 1947 – 1973 годов
Екатеринбург
2009
Победа Советского Союза в Отечественной войне была бы немыслима без самоотверженного титанического труда рабочих и крестьян, инженеров и конструкторов, полной самоотдачи ведущих деятелей науки и культуры, мобилизовывавших советский народ на разгром агрессора. С 1943 г. начался общий подъем производства. Заметно возросли национальный доход, государственный бюджет, продукция промышленности, грузооборот транспорта. Уже в 1943 г. ускорилось перевооружение армии и флота новейшими образцами военной техники. Кульминационной точки военное производство в СССР достигло в 1944 г. Его высокий уровень базировался на прочном фундаменте непрерывного развития ведущих отраслей тяжелой промышленности. Рост продукции происходил за счет более эффективного использования мощностей действующих предприятий, ввода встрой новых и восстановления заводов и фабрик в освобожденных районах. Тогда же продукция цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения и металлообработки, включая производство вооружений и боеприпасов, значительно превысила довоенный уровень. Увеличились также по сравнению с 1943 г. продукция сельского хозяйства, капиталовложения и розничный товарооборот. Важнейшую роль в производстве продукции тяжелой промышленности играли восточные районы страны. Одновременно нарастал выпуск металла в центре и на юге страны.
В итоге в 1945 г. было выплавлено стали почти вдвое больше, чем в 1943 г. Особенно увеличилось производство проката, специальных сталей и цветных металлов. Расширялась топливно-энергетическая база. Добыча угля приближалась к довоенному уровню. Опыт военных лет убедительно доказал, что сложившаяся накануне войны командная система управления производством располагала большими возможностями для мобилизации экономического потенциала страны. Для нее были характерны гибкость и маневренность в сочетании с жесткой репрессивной системой управления производством и кадрами.
Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966 - 67 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учёт последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с первого по десятый класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4 класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углублённого изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с седьмого класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих учёных страны и опытных учителей.
В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение десяти лет (к середине 70-х гг.) - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объёме средней школы предоставили молодёжи средние ПТУ и техникумы. ............