Часть полного текста документа: Сравнительный анализ отечественной и зарубежной системы книгораспространения В данной работе сравнительный анализ отечественной и зарубежной системы книгораспространения будет проводиться по следующим пунктам: тенденция развития стационарных книжных магазинов, развитие книжных клубов, развитие почтово-посылочной торговли, развитие Интернет-торговли. Итоги будут подводиться по каждому из рассматриваемых вопросов. 1. Тенденция развития стационарных книжных магазинов. В настоящее время через книжные магазины России проходит в среднем до 70% всей книжной продукции, реализуемой через розничную торговлю. При этом более половины российских читателей уходят из книжных магазинов с покупками, что является очень высоким показателем по сравнению с Западом. Посещаемость книжных магазинов в России также намного выше, чем на Западе, поскольку другие формы розничной книжной торговли в нашей стране развиты слабо. За последнее десятилетие в России наблюдается тенденция превращения многих книжных магазинов в универсальные. Крупные универсальные магазины имеют от 60 до 70% постоянных покупателей, а в небольшие магазины, расположенные в спальных районах, заходит до 90% постоянных покупателей. Среди российских книжных магазинов можно выделить две группы, отличающиеся друг от друга различной организацией книжной торговли. К первой группе можно отнести большие универсальные книжные магазины со свободным доступам в торговый зал (например, такие как "Библио-Глобус"), где основной упор делается на поддержание широкого ассортимента продаваемой литературы. Постоянное пополнение торговых залов как новыми книгами, так и пользующимися среди покупателей высоким спросом, происходит с помощью компьютерного контроля продаваемой литературы. Оборудование, установленное в торговых залах, фиксирует каждую покупку, что позволяет достаточно быстро получать информацию о том, поставки каких книг необходимо увеличить. В магазинах постоянно проводятся маркетинговые исследования поведения и маршрутов движения покупателей, на основе чего меняется расположение торговых секций, выявляются наиболее ходовые издания. Подобным книгам находят место на пересечении покупательских потоков в торговых залах, по громкой связи сотрудники магазина рассказывают о таких изданиях, приглашая посетителей ознакомиться с ними и приобрести. Организация книжной торговли в подобных магазинах имеет много общего с организацией торговли в зарубежных книжных магазинах. Деятельность магазинов типа "Библио-Глобус" вполне соответствует современным требованиям рынка и международным стандартам, а также полностью адекватна происходящим изменениям в экономике и общественном сознании людей. Ко второй группе можно отнести магазины, торгующие "через прилавок", с привычным расположением отделов, не ведущие анализа динамики продаж литературы, формирующие ассортимент без учета пожеланий читателей. Такие магазины обычно расположены в спальных районах и, несмотря ни на что, имеют своих постоянных покупателей. Кроме того, существуют различные специализированные книжные магазины, которые в основном можно отнести ко второй группе организации книжной торговли, хотя со временем эта тенденция наверняка изменится в сторону первой группы. В современной практике США, ФРГ, Великобритании существуют две основные концепции развития книжных магазинов. ............ |