РЕФЕРАТ
по курсу "Философия"
по теме: "Средневековая философия"
1. Философия Августина Аврелия
В IV—V вв. в Европе происходят глобальные геополитические перемены. Римская империя после нашествия варварских племен распадается, начинается новый период в истории, получивший позднее название Средневековья. Завершается он к XV в. Коренные изменения происходят и в духовной жизни, прежде всего в религии, философии и культуре. Античные формы религиозных воззрений, а также языческие религии народов, населяющих Европу, вытесняются христианством. Постепенно христианство становится основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации.
С победой христианства над другими религиозными течениями европейская философская мысль попадает в почти полную зависимость от церкви. С этого времени главной задачей философии становятся обоснование и разработка христианских догматов. Однако в изучении истории философии нельзя пренебрегать этим периодом, продлившимся почти тысячелетие. Во-первых, потому что это было связующее звено в ее развитии между античной философией и новой. Во-вторых, следует иметь в виду, что христианская доктрина всегда имела и имеет собственное философское содержание и выражает вполне определенное отношение к предшествовавшим ее становлению попыткам решения всеобщих философских проблем. Христианские взгляды так или иначе преобразовывают философские понятия и оказывают тем самым далеко идущее влияние, продолжающееся до сих пор, на развитие философии.
Не рассматривая здесь специфическое религиозное содержание христианских воззрений, мы должны представить тем не менее, хотя бы в общих чертах, ход развития христианской философии как относительно самостоятельного течения человеческой мысли.
Выделяются два больших периода христианской философии, отделенные столетиями: первый — патристический, начинается с сочинений святых отцов в I и II столетиях и завершается к V столетию, когда его влияние закончилось последним из великих учителей церкви Аврелием Августином (Блаженным) (354—430). В дальнейшем патристика продолжается лишь второстепенными авторами. Второй период с господством схоластической философии, известные представители которой выступают в IX в. В XIV— XV вв. схоластика, а вместе с ней и церковная философия вообще теряют свой былой авторитет под натиском философии Возрождения.
В ранний период существования патристики установление официальных догматов христианской церкви поставило перед философами и теологами единую задачу: определить взаимоотношения науки, философии и христианского вероучения. Центральный пункт религиозного мировоззрения этого периода составляют предания о личности Христа и его учении. Влияние этого учения и возвышение над всеми существующими религиозными представлениями определялись упованием на любовь и милость Бога. Оно наполняло души своих последователей надеждой на будущее и делало их равнодушными к превратностям текущей жизни. Это религиозное миросозерцание распространяется среди достаточно образованных, знакомых с античной культурой слоев общества. Учение об идеях Платона, монотеизм Аристотеля и другие учения Древней Греции образуют философское содержание христианской философии. ............