Часть полного текста документа:Старец Максим Инзенский Мельник В. И. Отец Максим родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии (жил приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века). Известно о нем немного. Местные жители считают его праведником, берут землю с его могилки. Родители его умерли, а он не женился: "Так и жил как старец". Тияпинцы помнят место, где находилась его избёнка. Теперь рядом с тем местом стоит магазин. Отмечают его прозорливость. Помнят также, что "к нему все ходили", даже издалека, из Мордовии приезжали - за советом, с просьбой помолиться. А то и за благословением: "Благослови, отец Максим, я в армию". Он благословит. Другие собирались ягнят везти продавать, к нему заезжали: "Отец Максим, благослови, как нам Господь велит". - "Ну, поезжайте, продадите". По благословению старца Максима все управлялось наилучшим образом. До сих пор живы люди, рождение которых он предвидел. В одной семье двенадцать лет не рождались дети. Пришли за благословением к старцу Максиму. Он помолился и говорит: "Будут, будут дети!" И вот родилось двое детей: мальчик и девочка. Часто говаривал он о жизни людей в будущем. Предсказывал, что люди будут относиться друг к другу все хуже и хуже. Когда тияпинцы впервые увидели самолет, люди сбежались со всех окрестных сел - и вспомнили, как Максимушка говорил, что по небу будут галки железные летать. Еще предсказывал, что будет голод, настанет время, когда будет народ собирать по полям колосья. "И было это время. Колосья-то собирали ведь по полям, в голод". Говорил про паровозы, автобусы, электричество. Говорил, что жить станет легче, но станет в мире намного хуже. Сказал прямо про наше постперестроечное время: "Народ, говорил, будет гибнуть. Вроде, мол, войны не будет, а народ будет умирать". Говорил: "Доживете, - будете поминать. Доживут девицы, будут бесстыжие лица. Будут женщины драться и ходить в мужских кальсонах". Предсказал даже, что рядом с его домом потом станут торговать. Теперь там магазин. Но и враг ему мстил: находились в селе люди, которые не только не почитали старца, но и камнями в него кидали, и палками. И он все терпел. Сам он умел видеть духовную суть человека, особо выделяя бедных, но благочестивых. Бывало, придет к таким в дом и спросит: - Анна, блины печешь? - Ой, отец Максим, блины пеку. - Вот будем есть. А потом дня через три: - Анна, кисель варишь? - Кисель, отец Максим. - Вот будем есть. Известно, что был он бессребренником: своего у него ничего не было. Благодарные люди ему из Мордовии избёнку привезли. Кроме этой подаренной избёнки у него не было никакого имущества. Даже кормили его благодетели. "Он очень был простой. Что дадут ему, он обратно раздаёт. Что у него есть, придет кто, он накормит. Подадут ему сахарку, так если придет кто, например, с дороги, он чайник поставит, напоит и этим сахарком-то и угостит. Скажет: "Завтра будет еще. Будет день, будет и пища. Беречь не надо, а то испортится". Обликом старец Максим был "очень тоненький, сухенький": "Бывало, идет зимой по снегу в зипуне босиком и без шапки - и ничего не отмораживал". Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал на поленья, а ноги - на подушку. ............ |