Часть полного текста документа: Столыпин СОДЕРЖАНИЕ 1. Основы обновления страны ....................................... 1 2. Политические и идеологические преимущества ..................... 2 3. Экономические преимущества ..................................... 5 4. Ошибки Столыпина ............................................... 8 Литература......................................................... 11 1. Основы обновления страны. Отделавшись от оппозиционной Думы, Столыпин в течение 4 лет (сиюля 1907 по сентябрь 1911 г.) пытался проводить консервативную, но"просвещенную" политику, основанную на твердой решимости обновитьстрану и укрепить свою власть на иной основе, нежели полицейскиерепрессии. С этой целью он воспользовался ростом националистическихнастроений в среде русской буржуазии. По концепции Столыпина,модернизация страны требовала трех условий: первое -- сделатькрестьян собственниками, второе -- осуществить всеобщее обучениеграмоте в обязательных для всех начальных 4 классах и, наконец,третье -- добиться усиленного роста промышленности, развитиявнутреннего рынка. Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9ноября 1906 г., но и другие законы 1909 -- 1911 гг.,предусматривавшие роспуск общин, с 1861 г. не подвергавшихся разделу,и возможность его проведения решением простого большинства, а не двухтретей членов общины, как было раньше. Власти всячески способствовалидроблению и обособлению крестьянских хозяйств. Если хозяйствооставалось на территории села, оно получало название отруба, если внеего пределов -- хутора. Государство также помогло многим крестьянскимсемьям в приобретении земель через посредство Крестьянского банка,который перепродавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков илипринадлежавшие государству. Эта политика была весьма разумной вотношении наиболее работоспособной части крестьян, но не могла решитьаграрную проблему в целом. Крестьяне-бедняки не могли воспользоватьсяреформами. Они были вынуждены наниматься батраками, переселяться вгорода, где работали подсобными рабочими или уезжать в осваиваемыерегионы страны. Правительство всячески поощряло, например, заселениеСибири. Однако это не оправдало надежды правительства и не далодолжных результатов, т.к. переселенцы предпочитали обосновываться вуже обжитых местах, таких, как Урал или Западная Сибирь, нежелизаниматься раскорчевыванием безлюдных лесных зон. В целом можно сказать, что аграрным реформам Столыпина нехватало времени. Движение за упразднение "мирского" правления на селедостигло наивысшей степени между 1908 и 1909 гг. Однако впоследствииэто движение заметно сократилось. Не хватило также времени дляпроведения в намеченный срок и школьной реформы, утвержденной законом3 мая 1908 г. И все же с 1908 по 1914 г. бюджет народногообразования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ.Всего по стране насчитывалось 150 тыс. школ, хотя требовалось 300тыс. Иными словами, для реализации плана всеобщего начальногообучения требовалось еще не менее 20 лет. 2. ............ |