Часть полного текста документа:Стратегии роста: Quo Vadis Анатолий Тимофеевич Зуб, профессор кафедры теории и технологии управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области корпоративного управления и стратегического менеджмента. Куда организация или бизнес в целом может двигаться в своем стратегическом развитии? В самом общем виде, абстрактно, организация имеет следующие пять вариантов стратегического развития: оставить все без изменений; выбрать стратегию внутреннего роста; выбрать стратегию внешнего роста; выбрать стратегию выхода на международный рынок; выбрать стратегию изъятия вложений. Давайте рассмотрим эти варианты стратегического развития подробнее. I. Без изменений. Это тоже стратегия, и, как всякая другая стратегия, она может быть хорошо обоснована исследованиями внутренней и внешней среды. Как правило, это означает, что компания будет производить или поставлять тот же продукт или услугу тем же покупателям. Такие стратегии часто применяются в компаниях с длительным жизненным циклом продукции (например, в отраслях тяжелого машиностроения) и чаще всего рассматриваются как желательные в организациях народного образования, здравоохранения, судебной системы, муниципальных службах и других, где отказ от осуществления изменений не является одновременно угрозой существованию организации. К сожалению, в условиях динамичной, постоянно меняющейся среды такая удобно-стабильная позиция для большинства компаний неприемлема и приведет к их поражению в конкурентной борьбе. II. Внутренний рост. Эта группа стратегий исходит из предположения, что организация делает правильные вещи и эту деятельность целесообразно расширять. При этом предполагается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Другой вопрос, в каком направлении его ориентировать. Существуют четыре стратегии, которым может следовать организация, ориентированная на внутренний рост: концентрация, развитие рынка, разработка товара, обновление. Давайте рассмотрим их подробнее. 1. Более глубокое внедрение на рынок (концентрация). Такая стратегия требует от компании сконцентрироваться на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, в чем успех компании очевиден. Обычно эта стратегия бывает успешной: когда имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией; когда доля имеющихся покупателей может быть значительно увеличена; когда доля рынка у основных конкурентов становится меньше, в то время как продажи по отрасли в целом растут; когда изначально имела место тесная связь между объемом продаж и затратами на маркетинг в стоимостном выражении; когда возросший эффект масштаба обеспечивает основные конкурентные преимущества. 2. Развитие рынка. В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия применима: когда доступны новые каналы распределения - надежные, недорогие и качественные; когда организация очень успешна в том, что она делает; когда существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки; когда организация имеет необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы справиться с расширением производства; когда организация имеет избыточные производственные мощности. ............ |