Часть полного текста документа:Стратегия предпринимательской адаптации отраслевых корпораций Щедров В. И. Как показывают исследования, одним из важных этапов повышения эффективности отраслевой корпорации является разработка ее стратегии диверсификации. При этом, как правило, используется матричный анализ. Данный анализ включает составление и обработку табличной информации, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной отраслевой корпорации. Наиболее существенной информацией является темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка. Рассмотрим некоторые виды матриц, используемые при разработке стратегии диверсифицированных отраслевых корпораций. Одной из важных для этих целей является матрица жизненного цикла отрасли. Данная матрица распределяет различные хозяйственные подразделения диверсифицированной отраслевой корпорации по стадиям жизненного цикла отрасли. Иногда исходные данные матрицы можно представить в виде круга, где площадь кругов представляют размер отраслевой корпорации, а сектор внутри круга - долю рынка конкурентного бизнеса. На рис. 15 показан один из вариантов такого круга в котором А - обозначена как развивающаяся отраслевая корпорация, В - как проигравшая корпорация, C - сегодняшний победитель. Возможно также оценить уровень инвестиционной привлекательности отрасли. Это первая контрольная точка для стратегического анализа. В качестве примера на (рис. 16) приведена экспертная оценка уровня инвестиционной привлекательности диверсифицированной отраслевой корпорации в виде матрицы General Electric для анализа привлекательности отрасли и позиции в конкуренции: Рис. 15. Матрица жизненного цикла диверсифицированной отраслевой корпорации Данная матрица разработана для анализа собственного диверсифицированного портфеля отраслевой корпорации, рассматривающая положение каждого ее структурного подразделения на основе количественных оценок долгосрочной привлекательности отраслевой корпорации, а также позиции подразделений в ней. Рис. 16. Матрица General Electric для анализа привлекательности диверсифицированной отраслевой корпорации и позиции в конкуренции Оценив стадию развития анализируемой диверсифицированной отраслевой корпорации, можно воспользоваться базой стандартных характеристик и получить квалифицированные "подсказки". В частности, для зрелой отраслевой корпорации характерны: низкая доходность - замедляющийся рост, возросшая конкуренция, периодически возникающий избыток производственных мощностей оказывают негативное влияние на размер прибыли; падение темпов роста - оно порождает острую конкуренцию за долю на рынке. Большое распространение приобретает ценовая конкуренция; сильное влияние конкуренции на издержки - ужесточаясь, она вынуждает диверсифицированные отраслевые корпорации сокращать издержки на единицу продукции. Примером может служить использование более дешевых компонентов, ликвидация малоэффективных и дорогостоящих звеньев в цепочке ценностей, увеличение загрузки производственных мощностей, реорганизация внутрикорпоративного управления; усиление международной конкуренции. ............ |