Часть полного текста документа:Структура воспитания культуры безопасности Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе включает ряд подсистем, состоящих из компонентов и элементов. 1) Деятельность субъектов педагогического процесса: педагога, приглашенных на урок специалистов по проблемам безопасности, школьников с различным уровнем развития культуры безопасности и т.д. 2) Цели, содержание, средства и результаты воспитания культуры безопасности. 3) Диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция в воспитании культуры безопасности (реализуются как компоненты процесса воспитания и функции управления в воспитании). 4) Воспитание культуры безопасности в учебном процессе начальной школы, основной школы и в старших классах. 5) Наука, искусство и практика воспитания культуры безопасности. 6) Подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности в преподавании гуманитарных, естественно-математических, практических дисциплин, искусства, ОБЖ, валеологии. Системные свойства воспитания культуры безопасности проявляются в функциях данной составляющей педагогического процесса: профилактика виктимности школьников; коррекция деструктивности учащихся; стимулирование деятельности школьников по присвоению культуры безопасности; совершенствование способностей (силы, ловкости, наблюдательности и т.д.) как основы безопасности жизнедеятельности; развитие личностных качеств школьников: смелости, оптимистичности и т.д.; формирование опыта профилактики, преодоления и минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Рассмотрим названные подсистемы воспитания культуры безопасности, проанализируем характер взаимосвязи входящих в них компонентов. Механизмом реализации целей, содержания, планов, программ воспитания культуры безопасности является деятельность педагога, школьников и других субъектов педагогического процесса (приглашенных на урок специалистов, родителей и т.д.). Совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания (стремление школьников научиться быть безопасными и цели учителей помочь им овладеть культурой безопасности), содержание воспитания (в личности и деятельности, отношениях, общении опредмечены и распредмечиваются основные элементы культуры безопасности), средства (методы, формы, приемы обучения и воспитания) и результаты воспитания (изменение готовности школьников и учителей к безопасной жизнедеятельности). Направленность и эффективность воспитания культуры безопасности зависит от ряда педагогических условий и прежде всего от уровня культуры безопасности учителя. Виктимность личности и деятельности учителя способствует распредмечиванию и присвоению школьниками элементов контркультуры деструктивности, развитию в их деятельности и личности черт виктимности и деструктивности. Виктимность учителя препятствует распредмечиванию культуры безопасности и подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности. Наоборот, высокий уровень готовности учителя к безопасной жизнедеятельности способствует присвоению школьниками культуры безопасности, профилактическому и корректирующему эффекту взаимодействия школьников как с элементами культуры безопасности, так и проявлениями контркультуры деструктивности. ............ |