РЕФЕРАТ
по курсу «Менеджмент»
по теме: «Структуры управления»
1. Схемы организационных отношений
Организация как система представляет собой взаимосвязь элементов, находящихся постоянно во взаимозависимости. Взаимодействие элементов организации может принимать различный характер. В каждом конкретном случае взаимодействие будет приводить к различным по важности, эффективности, значению результатам. В теории организации в качестве предмета изучения может быть рассмотрено взаимодействие людей как элементов организации. Персонал организации играет определяющую роль в ее деятельности, поскольку он вправе как устанавливать цели организации, так и достигать их. Деление системы управления на управляющую и управляемую требует рассматривать взаимосвязь данных подсистем через отношения персонала. При этом в качестве инструмента анализа такого взаимодействия может быть использована категория «организационные отношения». Организационные отношения — это комплекс воздействий, взаимодействий и противодействий, возникающих в процессе создания, реорганизации и прекращения деятельности организационных объектов.
Организационные отношения являются разновидностью производственных отношений, в состав которых помимо организационных входят еще экономические, социальные, технологические, правовые и иные отношения.
В качестве основных типов организационных отношений выделяют: формальные и неформальные; легитимные и противоправные; свободные и административные; равенства и неравенства; зависимые и независимые; последовательные и параллельные; устойчивые и неустойчивые; дискретные и непрерывные; жесткие и мягкие; притяжения и отталкивания; центростремительные и центробежные; совместимые и несовместимые; эквивалентные и неравнозначные; детерминированные и стохастические; вертикальные и горизонтальные; диффузные и локализованные; аддитивные и альтернативные; симметричные и асимметричные; централизованные и децентрализованные.
Организационные отношения в организации складываются по-разному. В теории организации принято выделять следующие схемы организационных отношений:
- линейную, рекомендованную к применению в небольших организациях при условии высокого профессионализма и авторитета руководителя, высокой заинтересованности подчиненных в успешной работе организации. В данной схеме делегируются линейные и функциональные связи;
- кольцевую, представляющую собой схему, замкнутую на руководителе. Такая схема эффективна в небольших организациях или в средних по размеру подразделениях со стабильными продукцией и рынком. Кольцевая схема организационных отношений характеризуется разделением функциональных обязанностей между профессиональными работниками, при этом административные обязанности остаются у руководителя;
- «колесо», эффективную в небольших организациях или подразделениях, требующих постоянной корректировки производства продукции, которая необходима в силу неустойчивой номенклатуры выпуска и изменений спроса на производимую продукцию;
- «звезду», являющуюся разветвленной системой линейных отношений. Она используется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения строгой конфиденциальности в деятельности каждого отдельного подразделения. ............