Часть полного текста документа:Судебное оспаривание нормативных правовых актов: оправдано ли установление государственной пошлины? Качанов Роман Евгеньевич Автор подвергает сомнению существующую в Российской Федерации систему уплаты государственной пошлины по делам об оспаривании нормативных правовых актов Как известно, механизм взимания государством налогов и сборов служит своей целью обеспечение выполнение функций государства (охрана прав и свобод человека, оборона, безопасность, социальная защита, установление "правил игры", экономическое стимулирование хозяйствующих субъектов и т.п.). Среди особого вида сборов выделяют государственную пошлину. Действующее законодательство (Часть 2 Налогового кодекса) предусматривает необходимость уплаты государственной пошлины при обращении в суд практически по всем делам. Исключения составляют, в частности, дела о защите прав потребителей, а также ряд других "социально значимых" дел. Обращает на себя внимание то, что законодатель достаточно подробно и обстоятельно расписывает ставки госпошлины по делам об оспаривании нормативных актов. Так, в соответствии со статьей 333.19. Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц в судах общей юрисдикции госпошлина для физических лиц устанавливается в размере 100 рублей, для организаций - 2 000 рублей. Такие же ставки госпошлины для граждан и организаций установлены при оспаривании нормативного акта в арбитражном суде. Более внушительные ставки госпошлины по таким делам установлены при подаче обращений в судебные органы конституционного контроля (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ). Напомним, что дела об оспаривании нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, либо конституции (уставу) субъекта РФ составляют абсолютное большинство дел, рассматриваемых этими судами, т.к. соответствующее полномочие является основным для этих судов. Что касается граждан и организаций, то они только и могут подавать в данные суды обращения, связанные с обжалованием нормативных актов (обращения с иными требованиями - не могут). Итак, при подаче жалобы гражданином (физическим лицом) в Конституционный Суд РФ уплачивается госпошлина в размере 300 рублей; если жалуется организация - 4 500 рублей. При обращении в конституционный (уставный) суд субъекта РФ гражданином уплачивается госпошлина в размере 200 рублей, организацией - 3000 рублей. Прежде чем начать разговор об обоснованности установлении системы уплаты госпошлины как таковой по делам об оспаривании нормативных актов, следует сказать несколько слов об обоснованности установления конкретных ставок госпошлины, их логической соотносимости... Так, согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматривают дела о соответствии нормативных актов федеральных органов государственной власти нормативным актом, имеющих большую юридическую силу. Необходимо заметить, что точно такие же категории дел рассматривает и Конституционный Суд РФ, только в отношении немного иного круга нормативных актов (законы, а также постановления Правительства РФ и указы Президента РФ, изданные в порядке делегированного нормотворчества). ............ |