Агенство по образованию РФ
Реферат
Судьба и философия Бердяева Н.А.
Выполнила:
Проверила:
Красноярск 2008
Глава 1. Судьба
Семья, в которой родился выдающийся философ первой половины XX Николай Александрович Бердяев, принадлежала к высшим слоям русского дворянства. Его предки прославили свои имена на государственном и военном поприщах. Отец его, Александр Михайлович, - председатель правления Киевского земельного банка. Однако сыновья прервали семейную традицию: старший Сергей стал мало известным поэтом, а младший Николай - знаменитым на весь мир философом.
В своей работе "Самопознание" Н.А. Бердяев рассказывает о своих самых знаменитых предках и так пишет о своей семье:
"Тут уместно сказать о некоторых наследственных свойствах нашей семьи. Я принадлежу к расе людей чрезвычайно вспыльчивых, склонных к вспышкам гнева. Отец мой был очень добрый человек, но необыкновенно вспыльчивый, и на этой почве у него было много столкновений и ссор в жизни. Брат мой был человек исключительной доброты, но одержимый настоящими припадками бешенства. Я получил по наследству вспыльчивый, гневливый темперамент. Это русское барское свойство. <…> С этим связана и другая черта - некоторое самодурство. При всех добрых качествах моего отца я в его характере замечал самодурство. Этот недостаток барски-русский есть и у меня. Я иногда замечаю что-то похожее на самодурство даже в моём процессе мысли, в моём познании. Если глубина духа и высшие достижения личности ничего наследственного в себе не заключают, то в душевных, в душевно-телесных свойствах есть много телесного".
Николая готовили для Пажеского корпуса. Семья жила в Киеве. Его отдают учиться в Киевский кадетский корпус. Но Николай не живёт там, причём это было исключением из правил, вследствие постоянных проблем со здоровьем. Учится он без желания, по некоторым предметам не успевает, к примеру, по математике. Он мечтает стать студентом. Увлекается конным спортом. Позже мечта его исполнилась: поступает во Владимирский университет в Киеве. Это было уже предреволюционное время. И Бердяев тоже увлекается марксизмом, активно участвует в работе марксистских кружков, из которых сложился "Киевский союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1898 г. он был разгромлен, и Бердяева отправляют в административную ссылку в Вологду, куда он приехал в 1901г. Он участвует в горячих спорах вологодских ссыльных о стратегии и тактике освободительного движения, его мировоззренческих основах. Там у него складываются напряженные отношения с социал-демократами, с которыми он вскоре порывает и примыкает к либеральному движению. По возвращении из ссылки он наряду с Д.С. Мережковским, В.В. Розановым, С.Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым и др. становится одной из ведущих фигур этого этапа развития культуры, который известен под именем русского духовного Ренессанса. Напряжённая работа по выработке собственного мировоззрения приводит его к религиозным убеждениям.
Революцию 1905 - 1907гг. Бердяев не принял. Он понимает необходимость изменения жизни, но "новый быт и новые массовые люди", "новая демократия, играющая на проклятой гармонике", ему чужды и ненавистны.
Первую мировую войну философ встречал как начало нового этапа истории, на котором Россия, возможно, возьмёт на себя миссию спасения человечества. ............