Часть полного текста документа:Супервизия в системе дополнительного психологического обучения. Шмойлова Марина Сергеевна, преподаватель ИПК "Теменос" Санкт-Петербург Развитие психологической, психотерапевтической и консультативной деятельности в России предполагает становление и расширение супервизорской работы. Супервизорство - "наставничество" должно быть направлено на формирование профессионального мастерства психологов-консультантов и психотерапевтов. Предпосылками организации супервизорской работы являются: 1. Развитие психологической и психотерапевтической службы в России. 2. Поиск новой демократической системы в профессиональной сфере. 3. Интеграция профессионалов в Российское психотерапевтическое общество. 4. Потребность интеграции отечественной психотерапии в мировое профессиональное сообщество. 5. Необходимость выработки критериев профессионализма психотерапевтов и психологов. Наряду с предпосылками в развитии супервизорской службы имеется ряд препятствий: 1. Отсутствие образования в русле глубинной психологии. 2. Приток в психотерапию кадров с низкой квалификацией. 3. Конкуренция и быстрая смена "модных" направлений. 4. Неравномерность темпов развития в регионах. 5. Влияние нетрадиционных зарубежных направлений. 6. Психологическая неготовность специалистов к подобной работе, наличие профессиональных комплексов (неуверенность, некомпетентность). В нашей стране супервизорский институт только начинает развиваться. Индивидуальные супервизии в проекте. Отдается предпочтение групповой супервизии в форме "балинтовских групп". В практике сложился определенный опыт деятельности и формирования "балинтовских групп". В Санкт-Петербургской ассоциации тренингов и психотерапии подобные группы собираются в различных секциях по научно-практическим интересам. Есть опыт двухгодичной "балинтовской группы" на базе СПбМАПО ( рук. проф. Эйдемиллер Э.Г.). Своя практика проведения "балинтовских групп" сложилась в Государственном техническом университете на спецфакультете по подготовке ведущих тренингов и др. Свой опыт супервизорской работы имеется в институте психологического консультирования "Теменос". Привезенная девять лет назад в Россию английская программа подготовки консультантов адаптирована к российскому слушателю. В основе программы лежит теория и практика психосинтеза и юнгианский анализ. В течение двух лет студенты знакомятся с теорией и практикой следующих направлений психотерапии: психодраматическое, гештальт-подход, когнитивно-поведенческая краткосрочная позитивная психотерапия Пезешкиана: учатся работать со снами, образами, фантазиями. Практика работы в супервизорских группах начинается с первого дня занятий и составляет более 420-ти часов за период обучения. С первого дня начинается практическое обучение работе консультанта. Отсутствие возможности обучения супервизорской работе привело к тому, что она формировалась и развивалась опытным путем с учетом основополагающих принципов: 1. Работа "консультант-клиент" предполагает способность консультанта к саморефлексии, умение управлять собственными аффективными состояниями, знание своих проблем и возможность дистанцироваться от них. ............ |