Часть полного текста документа:СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Из истории монастыря Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей. Грудек в это время был довольно оживленным городом, к тому же близость к двору воеводы мешала монашеской жизни. Поэтому, получив разрешение на перенос монастыря, в 1500 г. братия переселилась на берег реки Супраслянки. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку. Крест остановился напротив урочища Сухой Хруд. Этим было положено начало Супрасльской обители. Первым храмом, построенным в 1500 г. была деревянная церковь Св. ап. Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус. С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурные стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона в последствии получила название Супральской. В Благовещенском соборе находились два предела - св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм - Воскресения Христова - построен в период расцвета монастыря, а именно в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 г. мастера иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками, выполненными в традиции балканской школы. Монастырь так же, как и родовое имение Ходкевича входил в состав Киевской митрополии. Близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияла на почитание в Супрасле традиций святых Киевской Руси. Во второй полвине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая бибилиотека. В 1557 г. в монастырской библиотеке было около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645г. их число достигло 587. Между ними находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.), Царственник с летописцем и Временник с летописцем, "Космография" Космы Индикоплова. Супрасльские монахи интересовались русской историей . Оригиналы рукописей получалиcь ими не только из других монастырей, но и от часных лиц. Одним из жертвователей была вдова Александра Ягелоньчика княгиня Елена. В монастыре находилась "Летопись Авраамки", в которой описана история Великого княжества Литовского. Сознание культурно-исторического единства с восточно - славянскими народами находило различные проявления, одним из которых была популяризация жизнеописаний русских святых. В 1593 г. Иван Проскура написал в Супрасле житие св. Сергия Радонежского. В собраниях библиотеки хранились жизнеописания св. мчч. Виленских Антония, Иоанна и Ефстафия. Дьякон Матфея из города Корца был создателем "Кодекса" 1569 г., в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра. ............ |