Содержание
Введение
Формирование класса крепостных помещичьих крестьян и их положение Государственные крестьяне и однодворцы
Изменения в сельскохозяйственном производстве
Финансовая составляющая земельной политики Петра I
Реформа территориального управления в условиях расширения границ государства
Развитие земельного кадастра, межевания учета и картографирования земель
Заключение
Список использованных источников
Введение
Анализ политики Петра I в области земельных отношений актуален постольку, поскольку, любые реформы, проводимые центральной властью опираются на определенные материальные, экономические, предпосылки. Признавая, что основным результатом петровских реформ стало изменение положения России на внешнеполитической арене за счет резко усилившейся военной мощи, и повышения управляемости государства за счет реформирования бюрократической системы, а также обеспечения возможности длительного проведения политики, направленной на укрепление "политического потенциала" центральной власти, необходимо понимать за счет каких материальных ресурсов достигались эти результаты. Несмотря на блестящие военные успехи и значительный прирост территорий, практически, все мероприятия, действия петровского правительства обеспечивались за счет эксплуатации внутренних ресурсов территории, доставшейся Петру I "в наследство" при восшествии на престол. Роль военной добычи, контрибуций, а также роста торгового оборота за счет расширения контроля над торговыми путями, в формировании финансовых и материальных ресурсов государства, практически, была крайне малой. К началу XVIII в. 97% населения России жили в сельской местности, к концу века доля городского населения возросла, всего, на 2% [5, c. 210 - 215]. Таким образом, можно сделать вывод, что аграрный сектор являлся основным донором экономических ресурсов петровских преобразований. Вместе с тем, земля – основной ресурс сельскохозяйственного производства. Oрганизация эксплуатации земель определяется правовым статусом земли (начиная от, собственно, формальной принадлежности тому или иному государству, до описания правового положения конкретного земельного участка в процессе его реального или потенциально возможного хозяйственного использования). В тоже время, правовой статус земель определяет жизнь населения, возможность использовать земли определенным способом, количество присваемого и отчуждаемого продукта, сам характер присвоения и отчуждения результатов землепользования (натуральный и/или товарно-денежный). В широком смысле земля физически обеспечивает возможность ведения не только сельскохозяйственного, но и промышленного производства (как источник сырья, место размещения производства, ареал рекрутинга рабочей силы) [2, c. 274]. Кроме этого, земля (в самом широком смысле, включая, также и обводненные территории) обеспечивает возможность физического перемещения людей, товаров, и финансов; земля же служит, собственно, для размещения не только сельских поселений, но и городов. Таким образом, в узком смысле земельная политика, в основном, является основой аграрной политики государства, а самом широком – регулирует использование основного ресурса государства (особенно континентального) – его территории, доступной для хозяйственной деятельности. Таким образом, к вопросам земельной политики могут относиться вопросы регулирования не только сельского хозяйства, но и промышленности (особенно горнодобывающей), торговли, организации гражданского и военного управления. ............