Часть полного текста документа: ВВЕДЕНИЕ Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попы- таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен- тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вда- ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче- ния культурологии. 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уро- вень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляет- ся для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох , общественно-экономических форма- ций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельнос- ти или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. 1.1 ДОМАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправлен- ное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обы- чаям, но и поощрение желания им следовать, формально уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию культуры. в любом обществе. Хотя само слово "культура" вошло в обиход евро- пейской социальной мысли лишь со 2-ой половины 18 века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних эта- пах европейской истории и за ее пределами (например, жень в ки- тайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "не- культурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представле- ниями, передаваемыми основным смыслом слова "культура", зародил- ся, а в средние века получил распространение иной комплекс значе- ний, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и бо- лее близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного со- вершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманис- тическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей. Для домарксистской буржуазной философии характерно отождествле- ние культуры с формами духовного и политического саморазвития об- щества и человека, как оно проявляется в движении науки, искус- ства, морали, религии и государственных форм правления."... Производство и все экономические отношения упоминались лишь меж- ду прочим, как второстепенные элементы культуры" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.20, с. 25). Так французские просвети- тели 18 века (Вольтер, А.Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержа- ние культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума". "Культурность","цивилизованность" нации или страны (в противоположность " дикости" и "варварству" первобытных народов) состоит в "разумности" их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. ............ |