Часть полного текста документа:План реферата 1) Введение 2) Сущность свободы 3) Как понимали свободу философы 4) Заключение Введение Понятие свободы у человека с течением истории, с развитием общества претерпевало изменения. В первобытном обществе человек был мало этим озабочен, так как был занят добычей "пропитания". Спустя века свобода, точнее, ее отсутствие, ассоциировалось с рабовладельческим строем или "заточением в башню". Человек решил проблему "Еды" и появился досуг, он начал мыслить, так появилась философия. И одно из всего многообразия того, о чем он "думал" и была "Свобода". Звучит? - По-моему, звучит! Это и есть причина того, что мне, будучи автору, данного реферата приходится мучаться и напрягать серое вещество, раскрывая эту тему. Разумеется, это субъективная точка зрения, и она будет мне прощена. Целью этой работы хочу поставить раскрытие сущности категории "свобода" и взаимосвязи ее с другими через рассуждения философов разных эпох и разных течений, таким образом мы еще сможем увидеть изменение этого понятия с течением времени. Сущность свободы. Если вернуться к предмету, то можно сказать, что философская категория "свобода" характеризует сущность человека и его существование. В истории развития общества понятие "свобода" всегда рассматривалось в соотношении с необходимостью, которая воспринимается в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Существует антиномия1 "свобода и необходимость" и решение этой антиномии в истории философии зависело от того, к какой концепции тяготели те или иные философы - волюнтаризма или фатализма. Волюнтаризм - рассматривает волю, как высшее начало бытия над другими проявлениями духовной жизни человека. Фатализм - отражает свободную волю, рассматривая весь ход жизни человека, каждый его поступок, как реализацию неотвратимой судьбы, рока, как предопределение некой сверхъестественной силы, исключающую свободу выбора и случайность. Наиболее выразительное воплощение позиция фатализма нашла в латинской поговорке Fata volentem decunt nolentem trahunt ("судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется"). Исторически, категории необходимость и случайность возникли как следствие размышления о человека судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. С другой стороны, для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого "винтика" в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, классы, государства. Как понимали свободу философы. Блаженный Августин (354-430) Августин был объективным идеалистом и связывал свободу с божественным предопределением. ............ |