Конспект урока литературы в 9 классе
 Тема: «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина»
  Введение
 Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
 Класс: 9.
 Цели:
 - познакомить и дать понятие о свободолюбивой лирике Пушкина;
 - научить анализировать стихотворения, выразительному чтению;
 - воспитывать любовь к лирике.
 Тип урока: урок-анализ стихотворений.
 Структура урока:
 1. Орг. момент.
 2. Вступительное слово учителя.
 3. Чтение и анализ стихотворений.
 4. Д/З.
 5. Итог.
 Оформление доски:
 Число
 Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
 Портрет писателя Эволюция темы Портреты друзей
 Свободолюбивая
 Вольнолюбивая
 Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина
 Оборудование: листочки с заданиями, книги со стихотворениями.
 Учебник:
 Литература: Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе.
     Ход урока
 Этап урока Содержание этапов Примечания Деятельность учителя Деятельность учащихся Орг. момент 
Приветствие учащихся.
 Сообщение темы и целей урока.
 Приветствие учителя.
 Записывают в тетрадях число и тему урока.
 Настроить детей на работу на уроке. Вступительное слово учителя. 
Как вы понимаете слово « свободолюбивая»?
 Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и вольности, которая претерпевала эволюцию в творчестве Пушкина.
 Как вы понимаете значение слова « эволюция»?
 Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлениями о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластья, становилась «святым провидением», когда сквозь её тучи брезжил луч света. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово « свобода» и близкие по смыслу слова «воля», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования. Работа в группах (парах). По заданиям на листочках (5-6 мин). Совместное обсуждение и чтение стихотворений.
 Ода «Вольность»
 Учитель делает выводы после всего сказанного учащимися. Пушкин смотрит на мир пристрастный заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, п.ч. это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть».
 В этом стихотворении идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. Таким образом, в «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, « друг человечества».
 Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим – по закону свободы. Закон – прочная основа Свободы. Тираны - это источник несвободы, «ужас мира», « стыд природы».
 «Деревня»
 Таким образом, в этом стихотворении представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства.  ............