Часть полного текста документа: СЮРРЕАЛИЗМ: СМЯТЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТАИНСТВЕННОМ И НЕПОЗНАВАЕМОМ МИРЕ Впервые понятие "сюрреализм" ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы - "сюрреалистическая драма". В 20-30-х годах новое художественное направление его основатели - поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть "сюрреализм" ("сверхреализм"). Теоретики сюрреализма связывали с ним надежды на построение новой, художественной реальности, более реальной, чем окружающий мир. Сюрреализм, утверждали они, "снимает покровы" с мира, творит "истинную", неправдоподобную действительность - сюрреальность. Отсюда - абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру. "Нет ничего, кроме чудесного" (А. Бретон). Реальность сверхреального, подлинность таинственного, невероятность обыденного становятся главной темой художника. Как образно сказал французский поэт П. Элюар, в стакане воды столько же чудес, сколько их в глубине океана. В этом художественном направлении человек, мир, вещи, само пространство текучи и относительны, их границы размыты. Художественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись, ничего определенного, все искажается, смёщается, расплывается. Мир - беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее "я" и где оно кончается, где мир и что он такое. Сюрреализм прокламирует хаос мира и пытается художественной формой восстановить распавшуюся связь вещей и людей. Для сюрреализма Вселенная драматически напряжена. Одинокий человек сталкивается с таинственным и холодным миром: Бабочка философская Присела на розовой звезде, И так возникло окно в ад, Мужчина в маске все стоит перед женщиной обнаженной... ' Принцип сюрреалистической поэтики - сверхметафоричность. Метафоричность абсолютизируется сюрреализмом и доводится до неожиданного сопряжения несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно эта поэтика делает мир расплывчато-зыбким: предмет, сравниваясь со многими явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и создает образ таинственной реальности. Поэмы превращаются в художественную энциклопедию метафор. А. Бретон в "Сообщающихся сосудах" писал: "Сравнение двух максимально отстоящих друг от друга объектов или иной способ преподнесения их в захватывающей и внезапной форме является фундаментом самой высокой цели поэзии". Средствами сюрреалистической поэтики выступают алогичный монтаж, внесмысловая стыковка, иррациональная связь фраз, слов, зрительных впечатлений. Идеальной моделью сюрреалистического образа становится встреча на операционном столе швейной машины и зонтика. Нелогичная метафоричность сюрреализма рождает загадочно-красочные и таинственно-зыбкие образы: В сети жизни твоей попалась природа. Дерево - твоя тень - обнажает плоть свою: небо. У дерева голос песка, жесты ветра. И все, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит. Сюрреализм принципиально неконкретен и внеисторичен. Так, Сен-Жон Перс утверждал, что его творчество всегда развивалось в разрыве со временем и законами, и что он стремился избежать всяких исторических и географических соотнесенностей. ............ |