Часть полного текста документа:Санкт-Петербургский Институт Современной Экономики и Технологий Сюрреализм и Сальвадор Дали. Реферат по культурологии студентки 1-го курса Арефьевой О. К. Преподаватель Лебедева В. Г. Санкт-Петербург 2000 г. План реферата. 1. Понятие сюрреализм. 2. Основные идеи сюрреализма. 3. История и предыстория сюрреализма. 4. Сюрреализм и фрейдизм. 5. С. Дали как одна из ключевых фигур движения сюрреализма. 6. Роль Галы в творчестве С. Дали. 7. "Сюрреализм-это я!" 1.Понятие сюрреализм. Слово сюрреализм все прочнее входит в разговорный язык и звучит как определение всего, что кажется странным, необычным, всего, что приводит в замешательство. Это нечто оторванное от действительности, удивительное, в общем, все, что соответствует этимологии слова. Любой энциклопедический словарь вполне способен кратко напомнить идейные основы движения - мечта (существование за пределами реального, сон, греза), чудесное, "безумная любовь", свобода, революция. Основные технические приемы - автоматическое письмо, "сновидения", различные игры. 2. Основные идеи сюрреализма Сюрреалисты вовсе не хотели создавать школу, еще одно из многих литературных течений, которое явилось бы лишь продолжением романтизма, натурализма, футуризма... Сюрреализм отличали глобальные планы, непомерные амбиции: осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления. Главная и наиболее известная цель - перегруппировать, объединить, слить во едино лозунги, выдвинутые Марксом ("преобразовать мир") и Рембо ("изменить жизнь"). Дело было не в творчестве, не в более или менее мелодичной поэзии - они намеревались предложить людям новый метод мышления, новый способ укрепить связь человека со Вселенной. Проект грандиозный и без сомнения "тоталитарный" - ничто не должно было остаться незатронутым. Сюрреализм - не поэтическая форма. Это крик духа, который обращается к себе самому, в отчаянии решился он разорвать свои путы и при необходимости воспользуется материальными молотками. 2.История и предистория сюрреализма. В промежутке между 1910 и 1920 гг.- в исторически насыщенное, переломное и трагическое время - в искусстве происходят события, предсказавшие пути развития сюрреализма. Дадаизм, как движение возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций, предопределил появление в дальнейшем сюрреализма. Дадаизм - дерзкое, эпатирующее "антитворчество", богемный анархизм. Он отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал антиэстетику". К нему пришли художники разных направлений. Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище - "перформанс". В 1921 г. происходит итоговая экспозиция дадаистов в Париже, буквально в преддверии рождения группы Бретона. Бретон и его друзья участвовали в ней. С 1922 года вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и некоторые другие. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, у них были явно более масштабные замыслы. Луис Бунюэль, глубоко понимающий суть тех жизненных и творческих принципов, которым отдал дань, писал: "Сюрреалисты мало заботились о том, чтобы войти в историю литературы или живописи. ............ |