Часть полного текста документа:Таштемир Эльжуркаевич Эльдарханов (1870-1934гг.) Просветитель, литератор, член 1 -й и 2-й Государственной Думы (1906-1907 гг.), Т. Эльдарханов - заметная фигура в истории Чечни на рубеже 19-20 столетия. Его деятельность отличало чувство ответственности перед своим народом и демократической Россией. Выступления Т. Эльдарханова на сессиях Думы и в периодической печати характеризуют его как человека, который рассматривал Чечню, Северный Кавказ и Россию, как единое политическое и экономическое пространство, в котором накопилось много общих проблем. Главнейшей он считал достижение народами "цивилизации, просвещения и гуманности". Т. Эльдарханов родился 1 апреля 1870 года в селении Гехи, в Чечне, в семье крестьянина-середняка. Он закончил русскую школу в Грозном, ремесленное училище во Владикавказе, Тифлисский учительский институт. В институте на формирование Т. Эльдарханова оказали влияние контакты с грузинскими и русскими прогрессивными педагогами. Своим призванием Т. Эльдарханов считал просветительство. Уже в студенческие годы он начал собирать в архивах Тифлиса и Владикавказа образцы устного творчества своего народа, и в 1900 году опубликовал в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" несколько чеченских легенд на русском языке. В 90-х годах 19 века Т. Эльдарханов работал учителем в Майкопе, в Грозном. В 1911 году в Тифлисе был издан подготовленный им первый чеченский букварь. Активная просветительская деятельность Т. Эльдарханова принесла ему широкую известность на Северном Кавказе. В 1906 году он был избран депутатом первой Государственной Думы России. Речи Т.Эльдарханова, разоблачавшие политику царизма на Кавказе, безусловно, способствовали пробуждению самосознания горских народов. "Господа народные представители, - сказал Т.Эльдарханов на первой же сессии первой Государственной Думы. - Я - представитель маленьких народностей Терской области: ингушей, кабардинцев, чеченцев, осетин и кумыков. Прошло полстолетия с тех пор, как мы подпали под власть России. Мы надеялись под сенью великой державы отдохнуть, найти покой и счастье. Наши надежды не оправдались... Неудивительно, если на Кавказе имеют место разбои, грабежи и убийства, которые тяжелым бременем ложатся на самих же горцев и их соседей русских... А главная причина нежелательных явлений, - отсутствие образования, невыносимое экономическое положение". Озабоченностью о сохранении добрых отношений между горцами Северного Кавказа и русским народом проникнута речь Т. Эльдарханова на заседании 1-й Государственной Думы 23 июня 1906 года, в которой он изъявил волю чеченского ингушского, осетинского народов, не посылать в Россию контингент для подавления революционных выступлений. Государственный масштаб мышления Т.Эльдарханова особенно заметен в его выступлениях на сессиях 2-й Государственной Думы. Его речи посвящены не только проблемам социально-экономической жизни горцев, Т.Эльдарханов говорил о земельном голоде трудящихся всей России. После роспуска 2-й Государственной Думы, Т. Эльдарханов возвращается в Грозный, но власти запрещают ему преподавание в школах Терской области. Он уезжает в Баку, где работает в области просвещения вплоть до февральской революции 1917 года. После окончания Гражданской войны на Северном Кавказе Т. Эльдарханов был избран председателем ревкома Чечни, затем Председателем Чеченского областного исполкома. ............ |