Часть полного текста документа: МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогики Факультет психологии Реферат по курсу "Техники медитации" "Техники медитации в учении Гурджиева" Фамилия, и.о. студента Студенческий билет Преподаватель ______________________ Рецензент ______________________ 1999 Содержание Нормативная часть Роль медитативных практик в европоцентристской культуре ХХ века Основные черты большинства медитативных практик Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме Буддийская медитация как метод духовного развития Медитативные практики в даосизме и дзэн-буддизме Медитативные практики в христианстве Медитативные практики в исламе: суфизм Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендентальная Медитация Махариши Аспекты медитативной практики в трудах Айванхова и Кришнамурти Ошо Раджниш как мыслитель и создатель медитативных техник Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник магического действия и медитации Медитативные техники в клинической практике и системах самоисцеления Медитация как средство саморегуляции психических состояний и уровня работоспособности Творческая часть Техники медитации в учении Гурджиева Нормативная часть Раздел 1. Медитация: многообразие определений и практик. Роль медитативных практик в европоцентристской культуре ХХ века Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы - этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии. Как писал Шри Ауробиндо, "духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души..."1 Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в западном обществе активно начался в эпоху хиппи, "детей цветов", когда зародилось движение нью-эйдж и всевозможные институты развития способностей человека типа Esalen и Big Sur. Основные черты большинства медитативных практик Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные? Начало любой медитации - концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним - объект заполняет пространство сознания. ............ |