Содержание
Введение
Глава 1. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.1 Психогенные факторы развития
1.2 Я-концепции как структурный элемент СУМ
1.2.1 Понятие Я-концепции
1.2.2 Структура Я-концепции
1.2.3 Функции Я-концепции
1.3 Самооценка – как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции
Глава 2. Развитие Я-концепции у детей и подростков
2.1 Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста
2.1.1 Развитие самосознания в раннем возрасте
2.1.2 Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте
2.1.3 Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
2.2 Формирование Я-концепции у подростков
2.2.1 Формирование внутренней позиции личности подростка
2.2.2 Основные направления развития Я-концепции у подростков
2.3 Неблагоприятный вариант Я-концепция
Глава 3. Технологии развития Я-концепции у детей и подростков
3.1 Программы, направленные на выявление Я-концепции
3.1.1 Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я»
3.1.2 Программа С.А. Козловой «Я - человек»
3.1.3 Программа О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я»
3.1.4 Программа Е.Н. Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»
3.2 Тренинг личностного роста для подростков и его особенности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение
Детство – это время когда ускоряется темп приобретения детьми знаний о культурном и социальном мире, а также их общее развитие. В идеале за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение, как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него семья и все общество, в котором он живет. Дети начинают осваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. В то же время они вырабатывают «Я-концепцию», которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.
И на сегодняшний день дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям иногда просто не хватает времени поговорить с ребенком. Многим детям все труднее становится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Часто живое общение у детей и подростков заменяет виртуальный мир компьютера. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка. Одним из важных условий воспитания детей является формирование и развитие адекватной Я-концепции и, прежде всего самосознания ребенка.
Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Становится актуальным то, что у некоторых детей формируется неблагоприятное развитие Я-концепции. В правильном формировании Я-концепции призваны помочь окружающие ребенка, взрослые, родители, учителя. Они предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. ............