Часть полного текста документа:Технологии "сильного мышления" для менеджера Наталья Ростова, эксперт "Консультанта" Профессия менеджера требует от человека, который решил себя ей посвятить, достаточно многого: умения нестандартно мыслить и решать нетривиальные задачи, принимать сильные, красивые решения и находить выход из тупиковых ситуаций. Существует специальная технология, помогающая управленцам справиться с их функциями. Речь идет о так называемой Теории решения изобретательских задач (то есть ТРИЗ), которая была создана для поиска новых решений в технике. Так как менеджеру или предпринимателю часто приходится решать задачи, очень похожие на изобретательские, уже в 90-е годы методы теории стали использоваться и в сфере бизнеса. Этой теме был посвящен семинар, организованный Международным центром финансово-экономического развития. Его провел директор консалтинговой компании "Организация Времени", преподаватель Президентской программы в РЭА им. Г. В. Плеханова Глеб Архангельский . Вначале лектор ввел понятие системы, которое является ключевым для ТРИЗ. Система - это совокупность элементов и связей между ними, которая обладает свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов. То есть благодаря взаимосвязям элементов появляется новое свойство, которое и делает систему системой. Например, мы рассматриваем такую систему, как самолет. Крылья, двигатель и т. п., должным образом объединенные, приобретают системное свойство: возможность летать. Как отметил лектор, менеджеру стоит любой объект воздействия рассматривать как систему (будь то фирма, товар, услуга и т.п.) и уметь выделять в ней системное свойство. Технология ТРИЗ включает несколько основных принципов. Стремитесь к идеальному конечному решению Показатель эффективности отражает соотношение результатов и затрат. Ясно, чем меньше расходы, тем эффективнее мероприятие. При этом можно добиться абсолютной эффективности, если полностью ликвидировать затраты. И идеальным будет такой процесс, который мы не осуществляем, но результаты при этом получаем. Ведущий семинара привел пример из практики. Руководство одной финансовой организации поставило перед собой задачу отобрать и обучить молодых предпринимателей - будущих заемщиков, то есть вырастить собственный рынок сбыта кредитных услуг. Идея интересная. Однако реализовать ее оказалось не так просто. Сначала руководство организовало систему многоэтапного отбора с тестами, собеседованиями и деловыми играми. Были приглашены высококлассные преподаватели. Затраты были существенными, но результаты эти мероприятия не принесли: пара бизне c -планов и ни одного выданного кредита. Дело в том, что прошедшие отбор студенты оказались не мотивированы на применение своих знаний на практике. Тогда руководство сформулировало идеальное конечное решение: "студенты сами себя отбирают". Для этого достаточно оказалось изменить этапы программы. Сразу же после первичного собеседования, студентам давались небольшие практические задания на проработку бизнес-идеи. Ученики должны были проявить себя и свою инициативу. Через определенное время сделанное практическое задание приносили далеко немногие, однако именно они обладали практической хваткой и достаточной мотивацией. ............ |