Тенденции и особенности формирования и использования интеллектуального капитала в Украине
Введение
В работе исследованы теоретико-методические и прикладные особенности формирования и использования интеллектуального капитала, предложены мероприятия по усовершенствованию корпоративных систем управления интеллектуальным капиталом.
В последней четверти XX ст. многие развитые страны перешли на инновационную модель развития на пути к постиндустриальной экономике. Залогом коммерческого успеха стали эффективные инвестиции в человеческий капитал, продуцирование новых знаний, внедрение ресурсосберегающих технологий и др. В таких условиях основным источником стоимости является рациональное использование интеллектуального ресурса, или интеллектуального капитала.
В данной работе освещаются результаты наших исследований в области формирования и использования интеллектуального капитала, включая создание системы управления им в украинских компаниях.
Тенденции и особенности формирования и использования интеллектуального капитала в Украине
Мировая практика свидетельствует, что уже в настоящее время до 35% стоимости капитала компаний-лидеров приходится на долю интеллектуальной собственности (в непроизводственной сфере этот показатель достигает 47%). В США, например, рыночная стоимость основных фондов предприятий промышленного сектора в 1982 г составила 62,3%, а в 1992 г – уже только 37,9%. Совсем иная ситуация наблюдается в секторе высоких технологий. Считается, что стоимость интеллектуального капитала работающих в нем компаний, как правило, в 3-5 раз превышает стоимость их текущих доходов и от 3 до 100 раз, а иногда даже больше - стоимость традиционных материальных активов. В работе можно упомянуть и самые известные мировые торговые марки, стоимость которых составляет большую часть общей стоимости компании. Так, по данным компании "Интербрэнд", нематериальные активы в стоимости компании IBM составляют 83 %. Специалисты доказывают, что в постиндустриальном обществе брэнд априори становится доминирующим элементом в оценке стоимости активов компаний.
Таким образом, вполне логично, что знания, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (фирменные названия, брэнды), а также произведенные товары и услуги, товарные знаки, знаки обслуживания, названия мест происхождения товаров и услуг выделяются в качестве основного источника роста стоимости. Поэтому проблема формирования эффективной стратегии и тактики использования интеллектуальных ресурсов, которое должно быть гармонизированным и подчиненным общим принципам корпоративного управления, имеет большое значение. В этой работе появляется бесспорная необходимость в углублении теоретических, методологических, практических исследований в отношении интеллектуального капитала. Активные разыскания в данной области начались в середине 1980-х годов, когда фактически возникло новое направление исследований, предметом которых стали, во-первых, управление интеллектуальным капиталом компании, во-вторых, использование знаний и информации, если оно имеет целью внедрение инноваций с получением желательного коммерческого результата (речь идет, в частности, о создании новой стоимости). ............