Часть полного текста документа:Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры Доктор наук по физическому воспитанию Юзеф Войнар Политехнический университет г. Ополе, Польша Бежим быстро, не смотрим назад, однако не знаем, куда бежим... Рональд Ренсон Цели и задачи физкультурного образования детей и подростков в настоящее время представляют собой основные общественные ценности. Иерархия общественных ценностей не является постоянной и изменяется на протяжении веков. В конце этого тысячелетия отчетливо наблюдается возникновение новой системы общественных ценностей в нашей действительности. Во всем мире повышается интерес к социальному феномену, называемому в Польше и Восточной Европе физической культурой, а в большинстве стран Западной Европы - культурой движения. К основным терминам, которые используются при описании данного социального феномена, относятся: "постмодернизм", "индивидуализм", "медиятизация", "создание нового тела", "спортификация общества", "современное суперзанятое общество" и др. Иными словами, с ростом цивилизации социальное и личностное значение физической культуры будет увеличиваться как естественное средство профилактики негативного влияния индустриального и постиндустри ального общества на физическое и духовное состояние человека. Культурные изменения, происходящие в мире, оказывают значительное влияние на эволюцию физического воспитания. По данным B.J.Grum (1993), физическое воспитание, будучи процессом обучения, должно одновременно готовить молодое поколение к самостоятельной, на всю жизнь, культуре движения. Учитывая социальную значимость физической культуры, Сейм Польши [16] принял в 1996 г.закон о введении в школьные программы пяти еженедельных уроков физической культуры (единственный прецедент в Европе). Физическое воспитание должно иметь ценности "здесь и сейчас", изменяющиеся на каждом этапе образования. К сожалению, исследования, проведенные в большинстве европейских стран, показали, что увеличивается количество подростков, которые считают, что заниматься физическим воспитанием - скучно, а преподаватели не знают либо игнорируют потребности и ожидания молодых людей. Важным фактором, ослабляющим мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием, является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные учреждения (главным образом средства массовой информации и производители спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Большое значение в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни имеют средства массовой информации [17] и коммуникабельные способности специалистов [5]. Возникает вопрос: "В каком направлении должны произойти изменения в теории и практике физического воспитания подрастающего поколения?", принимая во внимание тот факт, что результаты физического воспитания должны проявиться в таких сферах, как здоровье, двигательные и физические способности , физическое состояние безопасности и культура, навыки и потребность в здоровом образе жизни [11]. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическое воспитание должно развивать бихевиористическую компетенцию, которая предполагает мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем. ............ |