Часть полного текста документа: Тенденции политического развития и современная демократия. Что такое демократия? Большинство наших соотечественников и современников над этим, пожалуй, не задумывается, считая, что "и так все ясно". Однако многие не в состоянии, как пока- зывают результаты многочисленных опросов, дать достаточно ясный и осмысленный ответ на этот вопрос. Суждения высказыва- ются наивные, причудливые и удивительные. Так, в газете "Аргу- менты и факты" (#8, 1988) приводятся следующие ответы: "гово- рить то, что думаешь"(31%), свобода выбора (13,2%), равенство людей независимо от постов (8,7%), справедливые отношения меж- ду людьми (7%), "когда наверху слушают, что говорят вни- зу"(6,1%), власть народа (5%) и т.п. Сходные данные привели "Московские новости" (#4, 1992): "когда люди объединяются и помогают друг другу", "возможность делать то, что тебе нра- вится" и т.п. Дело не на много облегчается, когда обращаешься к книгам и политологическим авторитетам. Наличие множества толкований демократии признает и пытается свести к четырем "значениям" В.П.Пугачев ("Основы политологии", М.,1992). Шесть определений демократии дает Юзеф Бохеньский ("Сто суеверий", М.,1993). Это достаточно обобщенные понимания демократии. Фактически же трактовок демократии не один десяток. Существенные различия обнаруживаются даже в том случае, когда демократия рассматри- вается непредвзято и под одним каким-то определенным углом зрения, например, как система "правления народа". Предпринятое Дэвидом Хелдом ('Models of Democracy', Oxf., 1987) обобщение подобных аналитических трактовок "правления народа" дало де- вять базовых моделей, некоторые из которых образуют качествен- но различные версии. Все эти факты и обстоятельства мало кого могут утешить. В конечном счете большинство людей вовсе не интересует, кто и как трактует понятие демократии. Люди, как правило, хотят знать, что же представляет из себя демократия "на самом деле". Как ответить на этот вопрос? Как рассмотреть одновременно раз- ные модели "правления народа" и соответствующие политические режимы, различные типы политических систем и культур, способы мировосприятия и организации политической жизни? Решение, по- жалуй, может быть следуюшим: хотя бы в самых общих чертах посмотреть, что же было демократией для народов разных времен и стран. Чтобы выяснить, чем же является демократия сегодня, при- ходится начинать с времен, когда еще не существовало ни малей- шего понятия не только о демократии, но и о политики, хотя за- чатки и того проявились уже вполне четко и явственно. На древ- нейшем этапе развития человечества прообразом власти народа стала власть рода или родовая (непосредственная, военная) де- мократия. Политические системы и процессы эпохи архаики тяго- теют к закрытости, предзаданности, для них типична полити- ческая культура образца. Идеал этих политических систем - ав- тократия (самодержавие) с господством единого и гомогенного (тоталитоидного) этоса. Они вырастают прямо из родовой демок- ратии и достаточно органично трансформируются в деспотию. Ав- тократия по существу и есть неразделенность непостредственной родовой демократии и деспотии. Соединение родов на основе принципа синойкизма (сожития) и пререрастание деспотий, а также союзов полисов в империи знаменует преход к следуюшей политической эпохе, которую обыч- но именуют промежуточной (имеется в виду ее положение между архаикой и современностью). ............ |