Часть полного текста документа:Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Ахметов, Ейский педагогический колледж, Ейск Формирование личности - приоритетная цель подготовки специалистов в области физической культуры [6, 12, 17]. Поэтому все средства, методы и формы обучения должны быть подчинены этой цели и ориентированы на ее достижение. В системе непрерывного педагогического образования наблюдается тенденция гуманитаризации подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту, которая проявляется не только во включении в учебные планы дополнительных гуманитарных наук, но и в усилении общей ориентации всех дисциплин на общечеловеческие ценности [13]. Интенсификация учебного процесса на основе активизации студентов и улучшения управления их познавательной деятельностью представляет собой один из способов решения проблемы повышения эффективности и качества подготовки специалистов [4, 21]. Среднее профессиональное образование (СПО) является качественно определенным уровнем системы непрерывного образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества [3, 15]. В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает его социальная значимость. Современный этап развития СПО характеризуется интеллектуализацией и гуманизацией учебно-воспитательного процесса, расширением профиля подготовки и повышением профессиональной мобильности специалистов. Особенностями процесса развития образовательных систем в современном мире являются [16]: рост общего уровня образованности населения; становление системы непрерывного образования; увеличение сроков обучения; учет мотивов и потребностей отдельного учащегося, студента и общества в целом; максимальное развитие способностей детей и подростков, независимо от социально-экономического и общественного статуса их семьи, пола, национальности; личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные особенности учащихся и студентов. Вместе с тем функционирование и развитие СПО сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы: - отсутствием нового поколения учебников и учебных пособий, приводящим к ухудшению обеспечения учебного процесса, тормозящим введение новых технологий и методов обучения; - изменением содержания подготовки специалистов и его качественного преобразования с учетом перехода на систему опережающего обучения и воспитания; - отсутствием условий для комплексного, гармоничного развития личности и реализации ее творческого потенциала; - требованием формирования у специалистов профессиональных и личностных качеств, способностей к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и к приобретению новых знаний, не обеспеченным современной системой СПО; - недостаточной разработкой технологии применения методов активного обучения, современных технических средств и научной организации педагогического контроля уровня подготовленности студентов; - недостаточной ориентацией методологии формирования содержания СПО на реализацию личностно-деятельностного подхода; - отсутствием учета необходимости развития мотивационно-потребностной сферы, сочетания личностных интересов и профессиональных возможностей, противоречащим принципу гуманизации процесса подготовки профессиональных кадров со средним специальным образованием; - резкому росту числа студентов ССУЗов из малообеспеченных семей, что при сохранении этой тенденции может перевести сферу СПО в разряд социально неблагополучных. ............ |