Часть полного текста документа: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова социологический факультет реферат на тему: "теории социального порядка" Выполнила: Студентка 201 группы Притворова А.А. Проверила: Селезнева Т.В. Москва, 2001г. Социальный порядок - предельно общее понятие, выражающее идею организованности обществ, жизни, упорядоченности социального действия или социальной системы. Проблема социального порядка имеет важное значение для понимания организации социальной жизни. Существуют различные степени трактовки понятия "социальный порядок", в большой степени обусловленные историческими условиями и ходом развития социологической науки. Рассмотрим в хронологическом порядке основные теории социального порядка. Социальный порядок был ясно осознан как проблема в Новое время в форме парадокса Гоббса: как возможно общество, если "человек человеку - волк". До того существование социального порядка, в общем, принималось без доказательств как проявление божественной воли или природно-космического порядка вещей, несмотря на присутствие в европейской культуре со времен античной софистики противопоставления "искусственных" социальных установлений естественному порядку. Первоначально объяснения социального порядка почти неотличимы от теорий происхождения общества.. Ответ на вопрос, "как из состояния "войны всех против всех "утвердить социальный порядок?", данный самим Гоббсом: если хаос естественно вытекает из животной природы человека ("человек человеку волк"), то усмирить "всеобщее зверство" способен только "Искусственный Суперзверь" - "Государство-Левиафан". В своей теории общества он исходит из необходимости существования высшего целого (государства), которому должны подчиняться части (индивиды). Функция частей заключается в служении целому или хотя бы в простом существовании, если того требует целое. Отсюда, по Гоббсу, возникает социальный порядок). В эпоху Просвещения мысль о доминировании общественного целого над отдельным индивидом была постепенно вытеснена идеей эмансипации человека. Общество стало пониматься как взаимодействие свободных индивидов, которому свойственна саморегуляция. Такие рассуждения характерны для представителей шотландской философии морали. Так, один из них, философ и экономист Адам Смит (1723-1790) считал, что максимальная свобода каждого, прежде всего экономическая, ведет к благополучию всех членов общества. Действительно, шотландская философия морали объясняла интеграцию и институционализацию общества как результат свободной конкуренции личных интересов, т. е. из действий отдельных индивидов. Тем самым предметом социологической теории становятся условия и процессы самоорганизации общества". После Великой Французской революции системно-теоретические идеи обрели большую популярность в социальных науках, а общество стали понимать как целостность, зависящую от надындивидуальных потребностей. ............ |