ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра информатики и методики преподавания информатики
Квалификационная работа
ТЕОРИЯ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исполнитель:
Новикова Ксения Сергеевна,
студентка группы 591
Научный руководитель:
Дмитриева О.А.,
ассистент кафедры ИМПИ
Зав. кафедрой:
Матрос Д. Ш.,
докт. пед. наук, профессор
Дата допуска к защите:
Челябинск 2007
Содержание
Введение
Глава I Основные положения Теории игр
1.1 Предмет и задачи теории игр
1.2 Решение матричной игры в чистых стратегиях
1.3 Решение матричной игры в смешанных стратегиях
1.4 Решение игр графическим методом
1.5 Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
1.6 Игры с природой
Выводы по I главе
Глава II Разработка элективного курса “Элементы теории игр в начальной школе”
2.1 Место компьютера в начальной школе
2.3 Игра как метод обучения в начальной школе
2.4 Анализ программ и стандарта по информатике в начальной школе
2.5 Элективный курс
2.6 Педагогический эксперимент
2.7 Описание программного продукта
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Теория игр была основана Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном в их первой работе "The Theory of Games and Economic Behavior", изданной в 1944 году. В 1928 году в математических анналах фон Нейманом была опубликована статья "О теории общественных игр", в которой впервые было применено понятие "теория игр". Использование этого понятия объясняется схожестью логики принятия решений в таких играх, как шахматы и покер. Характерным для таких ситуаций является то, что результат для принимающего решение зависит не только от его решения, но и от того, какое решение примут другие. Поэтому оптимальный исход не может быть получен в результате принятия решения одним лицом.
Другим предшественником теории игр по праву считается французский математик Э. Борель (1871-1956). Некоторые фундаментальные идеи были независимо предложены А. Вальдом (1902-1950), заложившим основы нового подхода к статистической теории принятия решений.
Первые приложения теория игр нашла в математической статистике. Во время второй мировой войны и сразу после нее теорией игр серьезно заинтересовались военные, которые увидели в ней аппарат для исследования стратегических решений. Ее использовали как плодотворный источник теоретических моделей в экономике и социологии. Методы теории игр используются также в теории операций и в линейном программировании.
В начальной школе для обучения детей используют различные правила и инструкции, поэтому в этом возрасте можно развивать у них алгоритмическое мышление, которое не только приводит к более прочному усвоению знаний, но и к вхождению в компьютерный мир.
Изучение "Теории игр" в начальной школе поможет сформировать у детей умение анализировать условие задачи, продумывать последовательность действий, направленных на ее выполнение. Контролировать правильность своих действий на всех этапах работы и корректировать их в случаях допущенной ошибки, то есть направить учащихся на формирование широкого спектра умений, которые будут необходимы в дальнейшей учебной и учебно-трудовой деятельности ребенка, а в будущем и любой профессиональной деятельности.
Цель: изучение теоретических положений по теории игр и создание элективного курса "Элементы теории игр в начальной школе" с методической поддержкой.
Объект исследования: Теория игр
Предмет исследования: Обучение теории игр в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить теоретический материал
отобрать задачи для практической реализации
разработать алгоритмы решения задач
программно реализовать отобранные задачи
разработать элективный курс
создать электронное пособие
Гипотеза: если в процессе обучения использовать понятие выигрышной стратегии, то это будет способствовать развитию логического мышления и сообразительности у младших школьников, а также повысит общий уровень подготовки по информатике.
Новизна работы заключается в следующем:
На данный момент не существует школьного курса по теме теории игр в начальной школе.
Создана программная поддержка, позволяющая осуществить эффективное изучение данной темы в начальной школе.
Разработан элективный курс “Элементы теории игр в начальной школе" и программно-методическая поддержка к нему.
Глава I Основные положения Теории игр 1.1 Предмет и задачи теории игр В процессе целенаправленной человеческой деятельности возникают ситуации, в которых интересы отдельных лиц (участников, групп, сторон) либо прямо противоположны (антагонистичны), либо, не будучи непримиримыми, все же не совпадают. ............