Тест не тесто – само не поднимется
Индивидуальные профессиональные тесты при найме сотрудников на работу практикуют многие российские и иностранные компании. Чтобы пройти профессиональные тесты, необходимо либо знать предмет, либо заранее выучить правильные ответы. Как пройти тесты? «Главное – вжиться в образ и не тратить время зря», - советуют социальные психологи.
По опыту психолога Инны Добровской, примерно 60% компаний применяют тестовый инструмент в работе с персоналом. В некоторых крупных компаниях с участием иностранного капитала тестируют всех работников, начиная с высшего звена топ-менеджеров и заканчивая грузчиками. Правда, основная масса тестов направлена на то, чтобы выяснить, насколько человек утомлен, насколько быстро теряет концентрацию и так далее. В крупных рекрутинговых агентствах обязательно проводят комплексное тестирование, оценивающее профессиональные, личностные и интеллектуальные качества. Все тесты можно разделить на профессиональные и психологические. Чтобы пройти профессиональные тесты, надо действительно либо знать предмет, либо правильные ответы. С психологическими тестами общего характера все гораздо проще. Инна Добровская разделяет мнение большинства коллег о том, что их реально преодолеть без проблем.
Личностные опросники – это самый легкий и наиболее распространенный вид тестов. По словам Инны Добровской, несмотря на все методы защиты от фальсификации, личностные опросники можно просто обмануть. Они обычно называются по именам составителей и содержат в себе до нескольких сотен вопросов, ответы же выбираются по принципу «нужное подчеркнуть». Главная цель кандидата – дать понять, что по своим личностным показателям он прекрасно подходит работодателю. Чтобы сдать этот экзамен, подсказывает Инна, нужно просто нафантазировать себе виртуальный образ идеального кандидата на должность и «вжиться в роль». Исходя из своего представления об идеале, и надо давать ответы, но важно не переигрывать. В типичный список черт, характерных для хорошего кандидата, входит склонность к самокритике, конструктивный подход, умение видеть себя, рациональность, эмоциональная устойчивость, высокий интеллект, организаторские способности, честность, общительность, уравновешенность.… Но в любом опроснике присутствует так называемая шкала лжи, которая позволяет оценить, насколько человек склонен преувеличивать свои успехи и достоинства. Вопросы типа: « Вы когда-нибудь списывали в школе? Вы всегда оплачиваете проезд в общественном транспорте?» как раз формируют шкалу лжи опросника. Отвечая на подобные вопросы необходимо произвести впечатление откровенного человека – не стесняйтесь признаться в том, что в юности иногда ездили в трамвае «зайцем» и списывали у соседа в первом классе.
Несмотря на большое количество противников тестов Люшера и Роршаха, они по-прежнему применяются при приеме на работу. Инна Добровская считает, что некоторые ее коллеги таким способом оправдывают перед работодателем потраченные на них деньги. Эти тесты обмануть проще всего. Цветовой тест Люшера выявляет состояние личности, а не ее свойства. Суть его в том, что кандидата просят последовательно выбирать наиболее нравящийся ему цвет из предлагаемых психологом. На первом этапе теста из восьми цветов, затем семи, потом шести … . ............