Реферат
По дисциплине: «Институциональная экономика»
На тему:
Тезисы по работе В. Полтеровича «Почему не идут реформы»
г. Москва – 2009 г.
В своей статье «Почему не идут реформы» Виктор Полтерович рассматривает причины, по которым реформы в России не достигают изначально поставленных целей. Около 100 лет наша страна страдает от постоянных экономических экспериментов. Почему же это происходит? На этот вопрос и старается ответить Полтерович в данной статье, это и является его целью.
Полтерович указывает на то, что, проводя реформы в экономике в 90-ые годы, были совершены все ошибки, какие только могли быть: приватизацию средних по размеру предприятий следовало отложить, можно было избежать спада ВВП в 40%, обойти проблему нелегитимности частной собственности, ошибкой так же была либерализация цен, которая в свою очередь породила кризисы неплатежей и бартеризацию экономики.
Многие авторы выделяют четыре группы всех этих неудач:
1) непрофессионализм государственных депутатов;
2) чиновники в свою очередь не предприняли никаких действий для осуществления этой программы;
3) политики не настаивали на своей программе;
4) народ не принимает, предложенного правительством.
Однако, как замечает Полтерович, за последние десятилетия эти пункты подвергаются сомнению.
Тезисы Полтеровича:
1. Составляя реформу, реформатор обязан учитывать: расклад политических сил, особенности массовой культуры, распространение коррупции, технологический уровень страны, проект должен удовлетворять определенным стандартам, содержать детальный план и технические обоснования. Все это должно основываться на накопленном опыте, теории и усовершенствовании методов прикладных социально-экономических исследований.
2. Проект реформы должен состоять из разделов, включающих в себя анализ опыта передовых экономик, включая тот период, когда их ВВП на душу населения был равен с нашим нынешним уровнем. Также важно изучить опыт стран, которые лишь немного обогнали нас в развитии институциональной экономики. Анализ опыта других стран позволил бы нашим законодателям избежать многих ошибок.
3. Проектировщик должен стремиться разбить реформу на такие этапы, которые бы были понятны, как парламентариям, так и избирателям. Должны быть предусмотрены возможности корректировки этих этапов.
4. Проект реформ должен содержать ясную формулировку целей, анализ похожих реформ в других странах, разбиение реформ на этапы (как было указано уже выше). Важно сопоставлять издержки и ожидаемые выгоды, необходим анализ результатов осуществленных институциональных изменений, в исходном проекте должны содержать критерии и процедуры оценки.
5. Также следует уделить внимание социально-политическим последствиям институциональных изменений и анализу эффектов реформ. Проект реформы должен предусматривать изъятие государством «переходной ренты» и так же возможность компенсировать потери населению, которым реформа может нанести ущерб. Должен происходить анализ совместимости реформы с действующими институтами, законодательными и культурными нормами. Очень важно, чтобы у реформы был автор, должны быть указаны разработчики проекта, инициаторы и авторы поправок.
Полтерович отмечает, что шанс на введение такого Госстандарта по разработке реформ не велик. ............