Часть полного текста документа:УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. ГОРЬКОГО ВОЕННАЯ КАФЕДРА ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА "УТВЕРЖДАЮ" НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ПОЛКОВНИК ДРОБОТОВ "_____" _____________________2001г. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ТЕМА: 20. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ЧТЕНИЕ ИХ. Обсуждена на заседании цикла "______"______________2001г. Протокол №____ г. Екатеринбург 2001г. I. ПЛАН (последовательность) ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ТЕМА: 20. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ЧТЕНИЕ ИХ. Учебные и воспитательные цели: 1. Изучить со студентами классификацию и номенклатуру карт. 2. Дать практику студентам в чтения карт. 3. Воспитывать у студентов способность быстро читать карту. ВРЕМЯ: 2 часа МЕСТО: класс МЕТОД: рассказ, практическая работа. Учебно-материальное обеспечение: Литература: Учебник "Военная топография" Справочник офицера по военной топографии Наглядные пособия: Топографические карты разного масштаба. Схемы, рисунки. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ: № Учебные вопросы Время Прим. 5 80 1. Вводная часть: 2. Основная часть: 1. Сущность картографического изображения местности и её основные свойства. Определение понятий: топографическая карта и план, уровенная поверхность, элипсойд, геодезическая основа топографических карт. Топографические карты зарубежных стран. 2. Разграфка и номенклатура топографических карт. Определение номенклатуры смежных листов, составление заявки на карты по сборной таблице на район предстоящих действий подразделения. 3. Виды условных знаков, цветовое оформление карт, пояснительные подписи и цифровые обозначения. Классификация и изображение на картах гидрографической сети, населенных пунктов, объектов социально-культурного назначения, дорожной сети, почвенно-растительного покрова и других топографических элементов местности. 4. Изучение и оценка элементов местности по карте, определение их качественных и количественных показателей 3. Заключительная часть 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Занятие проводить со взводом студентов в классе. В ходе занятий использовать "Полилюкс" для высвечивания схем и рисунков, а также диапроектор и диафильм. На занятии прививать навыки студентам в чтении топографических карт и оценки местности по карте. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Принять доклад дежурного по взводу. 2. Проверить наличие студентов на занятии. 3. Контрольными вопросами проверить знания студентов. 4. Объявить тему и учебные цели занятия. I-й учебный вопрос. СУЩНОСТЬ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕСТНОСТИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ПЛАН, УРОВЕННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ, ЭЛИПСОИД, ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Объявить запрос и рассказать, что для того чтобы полноценно и правильно использовать карты в качестве измерительных документов, необходимо хорошо уяснить их геометрическую сущность и математические принципы их построения. Геометрия картографического изображения связана с представлением о фигуре Земли - ее геометрической форме и размерах. Географическое положение точек на земной поверхности определяется, как известно, их координатами. Поэтому математическая задача построения картографического изображения заключается в том, чтобы спроектировать и изобразить шарообразную поверхность Земли на плоскость (карту), строго соблюдая при этом однозначное соответствие между координатами точек на земной поверхности и координатами их изображения на карте. Такое проектирование сопряжено с необходимостью отнесения результатов полевых геодезических измерений при их вычислительной обработке и отображения на карте к определённой, хорошо изученной в геометрическом отношении, поверхности, которая наиболее близко подходит по своей форме к реальной фигуре Земли. Под фигурой Земли понимают математическую фигуру, ограниченную поверхностью среднего уровня мирового океана в спокойном его состоянии, мысленно продолженную под поверхностью всех континентов. ............ |